главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Рожденный крепостным

    

    Мальчик с жалейкой. 1810-е
    
    Выдающийся русский портретист Ан­дреевич Тропинин родился 19 марта 1776 крепост­ным крестьянином графа Антона Сергеевича Мини-ха в имении, находившемся в селе Карповка Новгородской губернии. Отец Тропинина был управляю­щим и за честную службу получил от графа личную вольную. Благодаря родителю Василия отправили в Новгород, где он четыре года учился в начальных классах народной школы. Там же у мальчика проявилась и тяга к рисованию. Он с увлечением копиро­вал сюжеты с лубочных картинок одноклассников, а в поместье в отсутствие барина зарисовывал все предметы роскоши и украшения, находящиеся в доме.
    Когда дочь Миниха Наталья Антоновна вышла за­муж за графа Ираклия Ивановича Моркова, юный Тропинин оказался в числе ее приданого и переехал в дом нового хозяина. Однако Морков не желал пота­кать художественным увлечениям своего крепостного и отправил Василия в Петербург, где люди графа Завадовского за определенную плату обучали способ­ных юношей кондитерскому ремеслу.
    В столице Тропинин, находившийся под присмотром двоюродного брата Ираклия Ивановича, Алексея Ивановича Моркова, в свободное время продолжал заниматься рисованием. По неподтвержденным пока сведениям, в доме Завадовского снимал мансар­ду неизвестный художник, и начинающего кондитера часто вытаскивали из его мастерской в прямом смысле за уши, чтобы отправить обратно на кухню. Вскоре Алексей Иванович с удивлением узнал, что Василий тайком посещает лекции в Академии художеств, и захотел взглянуть на рисунки крепостного. После этого молодой граф решил во чтобы то ни сгало уговорить кузена отправить Тропинина учиться в Академию художеств и в конце концов добился разрешения, пообе­щав родственнику, что возместит все издержки, связанные с учебой, если из юноши не выйдет толк.
    В то время по уставу Академии на казенное обучение принимались только мужчины, имевшие официальную свободу, а крепостные могли быть лишь вольнослушателями, да еще и за плату. И хотя к таким студентам отаошение педагогов было небрежным, за те шесть лет, что Тропинин провел в оригинальном, гипсо­вом, натурном и живописном классах, он многого досгаг. Азы художественного ремесла будущий портретист постигал в мастерской своего педагога, знаменитого живописца — профессора Степана Семеновича Щукина (1758—1828). За ученические рисунки Василий получал золотые и серебряные медали, одаренном юно­ше симпатизировали некоторые преподаватели Академии и старались поддерживать его. Из-за этого у Тропинина среди соучеников появились завистники, но зато он подружился с будущим известным гравером Егором Осиповичем Скотаиковым (около 1780-1843) и худож­ником Орестом Адамовичем Кипренским (1782—1836). Последний считался в Академии очень образованным юношей, имеющим во всем смелость суждений. Его свободолюбивые и гордые мысли сильно повлияли на скромного Тропинина и вскоре заставили молодого художника по-иному взглянуть на самого себя.
    

    Мальчик с топориком. 1810
    
    В 1804 на академической выставке Тропинин впервые представил свою картину. Вместе с его работой в за­лах находились произведения многих профессоров живописи, был выставлен проект памятника Минин и Пожарском Ивана Петровича Мартоса (1754—1835), висели полотна выпускников и лучших студентов, и все-таки Василий не остался незамеченным. Его картин похвалили адъюнкт-ректор Академии Иван Акимович Аки­мов и императрица Мария Федоровна, посетившая выставку. А президент Академии, граф Александр Сергеевич Строганов, узнав от Кипренского, что один из лучших студентов продолжает являться крепостным, пообещал выхлопотать для Тропинина вольную.
    

    Портрет М.И. Карамзина. 1818
    
    Но, как только Ираклий Морков узнал об интересе к его крестьянину столь высокопоставленных господ, он тут же отозвал Василия из Петербурга на Украину, где в то время обустраивал свое поместье. Графу не нужен был высокообразованный портретист — он нуждался в усадебном художнике, способном и иконы для новой церкви выполнить, и кареты расписать. Но и здесь, среди буйной природы Украины, живописец не чувствовал себя оторванным от творчества.
    Осознавая все богатство красок и форм южной природы, Тропинин каждый день занимался рисова­нием с натуры, стараясь как можно правдивее переносить на холст увиденные им красоты.
    В 1807 при непосредственном участии Василия Андреевича в усадьбе Моркова была построена церковь. По свидетельствам биографов, художник выполнил для нее все алтарные образы и расписал стены, а после освящения храма обвенчался в нем с Анной Ивановной Катиной, свободной поселянкой, которая не побоялась выйти замуж за крепостного человека и оказаться собственно­стью его барина. Спустя год у Тропининых появился сын Арсений.


Другие статьи из раздела:

Ранние произведения
События Отечественной войны 1812 заставили графа Моркова перебраться в Москву. Ираклия Ивановича, имевшего чин генерал-лейтенанта, приказом императора Александра I назначили начальником Московского ополчения. Тропинин должен был повсюду сопровождать своего барина и выехал с обозом следом за ним. Добравшись с Украины в Москву, художник риал, что графский дом...
читать

Выдающиеся произведения
Став академиком, Тропинин вернулся в дом графа Моркова, откуда забрал своих пока еще крепостных родных и переехал в маленькую квартирку с мастерской близ Волхонки. Там он в свои сорок семь лет наконец начал жизнь свободного профессионально­го художника. Известный портретист не стал обзаводиться шикарным домом с лакеем и горничной. Васи­лий Андреевич, его жена Анна...
читать


Известные художники

Воробьев Максим Никифорович
Воробьев М.Н. родился в 1787. Он был сыном солдата, который дослужился до унтер-офицера, но нанявшегося после отставки в АХ смотрителем. Тут же получил образование Максим Никифорович. В 1798 го зачислили в архитектурный класс. Им руководил Тома де Томон. В 1809 Воробье закончил класс пейзажной живописи в АХ.
читать
Венецианов Алексей Гаврилович
Венецианов А.Г. родился в 1780 в столице, в купеческой семье. Его отец, Венецианов Гаврила Юрьевич, в церковных книгах значился греком, московским купцом. На рубеже семнадцатого – восемнадцатого столетий семья Венециановых переехала в Болгарию, затем в Нежин, оттуда – в столицу. Гаврила Юрьевич торговал ягодными кустами, ягодами для варенья, тюльпанными луковицами, видел Алексея...
читать
 Васнецов Виктор Михайлович
Васнецов В.М родился 1848 г. В деревенском доме семьи Васнецовых сочетались различные уклады жизни. Каждый вечер здесь рисовали, читали много журналов, книг, посвященных астрономии, естественным наукам. Отец, бабушка художника владели акварелью. Первым учителем рисования Виктора был его отец. Васнецов В.М. с детства проникся красотой народного искусства, поэзией поверий, преданий, народных...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rozhdennii_krepostnim.html on line 105

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/rozhdennii_krepostnim.html on line 105