В 988 году Киевская Русь приняла христианство. Древнерусское искусство тесно связано с церковью и религией. Вселенная воспринималась иконописцами как Храм Божий, мысли их были сосредоточены на вечном и возвышенном. Художник должен был отречься от всего личного, запечатлевая не свои переживания и взгляды, а духовную истину
Средневековая русская икона строго следовала канону — то есть определенной сумме установок и правил. Отступать от этих правил было нельзя. С одной стороны, это сковывало свободу мастера, с другой — дисциплинировало его.
Писались иконы на досках — в основном на сосновых и липовых. Доски покрывали особым меловым составом — левкасом. По левкасу, предварительно нанеся контур рисунка, писали очень яркими и прочными красками, растертыми на яичном желтке. Вместо лака, предохраняющего работу от повреждений, использовали олифу. К сожалению, в те времена не было известно, что олифе присуще коварное свойство темнеть от времени. И спустя столетия краски утрачивали свой первозданный цвет. Таким образом, темный «благородный» колорит некоторых икон — всего лишь разрушительное следствие времени. Иконописцы делали фон за спиной святых золотым или торжественно красным, синим, ярко-зеленым. Такой фон назывался в каноне «светом». И его ролью было именно изображение Божественного света — того, в котором пребывают ангелы и святые, Богоматерь и Иисус. Персонажи лишены объемности — и это не неумение мастера, а намеренная условность. Иконы написаны по законам так называемой «обратной перспективы» — в них присутствует только ближний и средний план. Этот прием словно разворачивает на зрителя изображение — и зритель чувствует, что персонажи обращаются к нему лично.
Русский иконостас. Иконостас времен Феофана Грека и Андрея Рублева представлял собой высокую стену, отделяющую восточную часть церкви от центральной. Важную роль играл деисусный ряд. Слово «деисус» — греческого происхождения и обозначает моление святых перед Христом за род человеческий. Русский человек' в церкви ищет прежде всего заступничества в годины испытаний — как личных, так и государственных потрясений. Первоначально деисусный чин был поясным, позднее сложился «стоячий деисус», где Христу предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, отцы Церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст), а также мученики. Так вы
|