главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Русская портретная живопись XIX-XX веков

    Для живописи маслом существуют академические приемы изображения тела — точные, проверенные временем, мало применимые в темпере или акварели.
    Блестящим примером таких приемов служат фигуры из «Явления Христа народу» Л. А. Иванова (1837 — 1857). Известно, что художник начинал работу над каждой головой своих персонажей с того, что подбирал подходящий античный образец — мраморный или гипсовый, делал с него рисунок и писал этюд маслом, поворачивая гипс в соответствии с движением, задуманным в композиции.
    
    Потом Иванов находил модель и писал этюд с нее. Следующим этапом было совмещение этих двух этюдов в одном. Отдельно прорабатывались фигуры и драпировки — сначала только в тоне, потом в цвете. Там, где была возможность найти подходящую скульптуру, автор начинал фигуру проработкой с античного образца. Отдельно компоновались группы. Вся вещь в целом сначала была сделана тоном сиены и умбры, то есть была вылеплена форма. Цвет накладывался поверх этой как бы готовой однотонной картины — света клались густо, тени — прозрачно, лессировками.
    Эмоциональное ощущение цвета так же важно, как суждение художника о форме и характере. Общая гамма действует на автора сразу. Первое ощущение неповторимо, и неповторим колорит, получающийся сразу.
    Контрасты, вызванные освещением, часто трактуют неверно. Иногда декоративность этюда связана с тем, что один из основных тонов повторяется ритмически на многих участках картины, например, цвет тела.
    Примечательной можно назвать постановку модели в работе И. Е. Репина «Протодьякон» (1877). Вызывает восхищение выразительность далеко не благостного лица. Чисто фронтальный поворот, пятерня, помещенная на середине живота, глухой фон, подчеркивающий цветность лица, — все говорит о мастерстве художника, проявленном в постановке. Освещение, поза и фон соответствуют характеру модели.
    Первый этап работы — всегда композиция и, конечно, размещение всей фигуры. При большом количестве фона модель становится легкой, ее движение — свободным.
    Существует давняя устойчивая традиция поколенного (или поясного) портрета, пример которого мы только что рассматривали у Репина. Срезанная фигура дает возможность укрупнить масштаб и сосредоточить внимание на лице и руках.
    Сколько фона оставить над головой натурщика — решается по-разному. В федотовском «Портрете Н. П. Жданович» (1849) расстояние между рамой и головой изображенного человека велико, и сама фигура кажется поэтому меньше, деликатнее, а в «Портрете М. В. Нестерова» (1939) работы П. Д. Корина это расстояние равно нулю, и сам Нестеров кажется еще больше, импозантнее.
    Изображение сильного движения требует переработки того, что можно зафиксировать в один какой-то момент. Не последнюю роль играет и обобщение форм. Кроме того, одежда при сильном движении ложится динамичными складками, прижатыми к телу, а на стоящем неподвижно натурщике она висит или торчит.
    Менять высоту горизонта всегда полезно, чтобы убедиться, как она влияет на построение образа. «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905) работы В. А. Серова отчасти потому так величествен, что написан с низким горизонтом, то есть зритель смотрит на актрису снизу вверх. «Дети» (1899) В. А. Серова становятся меньше оттого, что мы видим их сверху — живописный портрет скомпонован с высоким горизонтом.
    Своеобразие «Гадалки» (1895) М. А. Врубеля в том, что она сидит на полу, а горизонт взят много выше ее головы. Это придает композиции неожиданность и остроту.
    «Вдовушка» П. А. Федотова (1851). Красноватый цвет лица отделен от красной одежды белым, черным и желтым. Метод изображения — светотень в соединении с условным утемнением. Костюм сложный, с большим количеством материи; через руку перекинут шарф. Но именно по этой руке сразу виден прием изображения: тоном вылеплены плечевой сустав, плечо и предплечье, складки имеют рациональный характер; они подчеркивают движение руки, так же как и шарф, точно идущий по форме плеча.
    Свободнее расположены складки на картине И. Е. Репина «Осенний букет» (1892). Очертания торса здесь определяются корсетом. Но все остальное написано но живой форме и весьма убедительно.
    Несмотря на сложный рукав, строение руки прослеживается очень точно с помощью светотени и складок. Орнамент на ткани передан чисто живописными средствами. Чередование коричневых мазков разного тона создает видимость узора, хотя самый узор нигде не прорисован, и чем ближе всматриваешься, тем меньше его видишь.
    Орнамент на юбке еле намечен на фронтальных плоскостях и теряется на уходящих.
    Врубелевская «Гадалка» написана по тому же принципу. Орнамент на ткани дан живописными мазками, и получается иллюзия сложного точного узора.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
40*2=


Другие статьи из раздела:

Мастер светотени. Франс Хальс
Удивительно свободно обращался со светотенью Франс Хальс — великий мастер характеристики, свободного движения, популярнейший портретист своего времени. Светотень для Хальса — привычное средство ленки, абсолютно подчиненное и колористическим и образным задачам. Так как работать с левым светом удобнее всего, чтобы тень...
читать

Испанская живопись XVII-XIX веков
У таких художников, как Хосе де Рибера, свет становится главным фактором, а черное и белое — главными тональностями. Так написано замечательное произведение Риберы «Себастьян и Ирина» (1628), в котором поражает иллюзия достоверности и индивидуальности. Впечатление точно с натуры вылепленного тела достигнуто очень...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Акварельная живопись
1.  В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/russkaya_portretnaya_zhivopis.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/russkaya_portretnaya_zhivopis.html on line 116