главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Русская живопись второй половины XVIII века. Федор Рокотов

    Живопись второй половины XVIII в., как скульптура и архитектура этого времени, тоже достигает высокого уровня, позволяющего поставить творения русских живописцев в ряд признанных шедевров мирового искусства той поры.
    Основание в 1757 году и дальнейшее развитие Академии художеств сыграло большую роль в формировании новых жанров, которых не знало или почти не знало предшествующее время. В России появляется историческая живопись. Под этим термином в ту эпоху понимали не только собственно исторические полотна, но и картины на мифологические и аллегорические сюжеты. Возникает пейзаж, зарождается бытовая живопись, которую тогда называли «домашними упражнениями», и т. д. И все же наиболее высокие художественные достижения по-прежнему принадлежали портретному искусству.
    
    Среди многочисленных портретистов второй пол. XVIII века особенно выделяются Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Их искусство отразило весь поступательный ход развития русского портрета этого времени.
    Ф. С. Рокотов (1735 или 1736, по другим сведениям 1732-1808) происходил из крепостной семьи. Из архивных источников известно, что его родные были крепостными князей Репниных и жили в подмосковной усадьбе Репниных — Воронцове. Еще и в 1776 году Рокотов, давно уже ставший прославленным живописцем и академиком, хлопочет об освобождении своих племянников «Ивана Большого да Ивана Меньшого» от крепостной зависимости.
    О ранних годах жизни художника нам ничего не известно. Первые биографические сведения о нем черпаются из дела Академии художеств, и там выясняется, что в 1760 году Рокотов был принят в Академию «по словесному приказанию его превосходительства Ивана Ивановича Шувалова». Молодой художник быстро достигает успеха. В 1762 году ему присваивается звание адъюнкта, а в 1765 году одновременно с Баженовым он получает звание академика, после чего уезжает в Москву, где протекает вся его последующая жизнь и творчество.
    Петербургский период творчества Рокотова — период сложения его творческой манеры, период формирования его миросозерцания, когда от портрета к портрету он совершенствуется как художник, приобретает все большую остроту восприятия, глубину проникновения. Рокотов как художник рос необычайно быстро. Уже через два-три года после поступления в Академию он написал блестящие парадные портреты Г. Г. Орлова (1762-1763) и Екатерины II (1763).
    Только при длительном всматривании в портрет отдаешь себе отчет в том, как значительна роль светотени и в мимическом оживлении лица и в его пластической убедительности. Свет падает в картине слева, так что правая щека и почти
    весь лоб Майкова ярко освещены. Левая часть лица, напротив, затенена, довольно густая тень падает от носа и даже от губ на щеку, и ярко блестит в тени левый глаз. Эта градация света и тени придает лицу особенную живость. Светотень служит одновременно передаче трепета жизни и утверждению объемной формы. Стремясь к выразительности образа, художник подчеркивает объемность формы, пластику лица. Он как бы «соперничает с природой», воссоздавая пластическую форму с необычайной даже для его собственного творчества убедительностью.
    
    Значительная доля обаяния «Портрета В. И. Майкова» заключена именно в этой волшебной жизненности пластичности образа.
    Рокотов стремился передать богатство духовной жизни человека.
    В «Портрете В. И. Майкова» уже намечены.черты противоречивости, которые позже займут главенствующее положение в портретных образах Рокотова.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
85+1=


Другие статьи из раздела:

Русские мастера скульптуры XVIII века
Во второй половине XVIII в. резко возрастает значение скульптуры. Она даже считалась в то время главным среди изобразительных искусств. «И сам человек не есть ли движущаяся пластика?» — риторически вопрошал один из скульпторов. ...
Читать

Лучшие портреты Д. Г. Левицкого 1770—1790-х годов
В «урожайном» в творчестве Левицкого 1773 году ему был заказан Екатериной II цикл портретов воспитанниц покровительствуемого императрицей Смольного института благородных девиц. Левицкий в течение 1773-1776 годов написал семь...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/russkaya_zhivopis_vt.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/russkaya_zhivopis_vt.html on line 117