главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Русские мастера скульптуры XVIII века

    Во второй половине XVIII в. резко возрастает значение скульптуры. Она даже считалась в то время главным среди изобразительных искусств. «И сам человек не есть ли движущаяся пластика?» — риторически вопрошал один из скульпторов. Помимо существовавшего и ранее скульптурного портрета, появляется целый ряд новых видов скульптуры. Проектируются памятники великим людям, и два из них устанавливаются в Петербурге — «Памятник Петру I» Фальконе и знаменитый «Памятник Суворову» Козловского. Широкое распространение получает во второй половине столетия мемориальная скульптура — надгробия.
    Большого мастерства достигают скульпторы того времени в станковых произведениях исторического и мифологического содержания. В содружестве с зодчими мастера скульптуры работают над рельефами и статуями, связанными с архитектурой. Надо отметить, что если в сооружениях середины XVIII века скульптурный декор был целиком подчинен архитектуре, растворялся в ней, как было, например, в зданиях Растрелли,
    то во второй половине века скульптура соединяется с зодчеством на началах синтеза. И архитектура и скульптура классицизма подчиняются общим величавым ритмам, стремятся к гармоническому равновесию, ясности объемов, законченности контуров.
    К крупнейшим мастерам скульптуры XVIII века принадлежал  Ф. И. Шубин (1740-1805). Он был земляк М. В. Ломоносова, родился в семье «черносошных» крестьян в деревне близ Холмогор. Холмогоры издавна славились резьбой по кости, которой с детства овладел и Федот Шубин. По примеру Ломоносова он покидает родные места в 1759 году и отправляется в Петербург. По-видимому, его великий земляк определил юношу в дворцовые истопники, а затем через И. И. Шувалова — в ученики недавно основанной Академии художеств, где Шубин пробыл с 1761 по 1766 год. Академия была окончена блестяще. Пять лет он прожил в Париже и Италии и в 1773 году вернулся в Петербург, на обратном пути побывав в Лондоне.
    
    Огромный талант, профессиональная образованность, знакомство с лучшими произведениями мировой скульптуры, вооружившее молодого мастера всем арсеналом художественных средств, позволили ему тотчас же по возвращении на родину создать одну из лучших своих работ — бюст А. М. Голиццна гипсовый экземпляр 1773 г. в Русском музее, мраморный 1775 г. — в Третьяковской галерее). Наличие этой работы в разных материалах ясно показывает сложившийся у Шубина метод работы. Он сначала лепил в глине, затем выполнял гипсовый слепок. С этого слепка можно было отливать бронзовые экземпляры или высекать скульптуру в мраморе. Шубин обычно предпочитал мрамор, свойства которого он изучил в совершенстве. Важно отметить, что Шубин, как, впрочем, и другие крупные скульпторы XVIII века, сам высекал свои работы из мрамора, не поручая этого ремесленникам-мраморщикам, что стали широко практиковать скульпторы более позднего времени.
    
    «Портрет А. М. Голицына» поражает богатством характеристики, которая раскрывается вполне только при обходе бюста. Когда смотришь на лицо Голицына в профиль, то перед нами самоуверенный вельможа с гордо поднятой головой и тонкой светской улыбкой. По мере движения зрителя влево открываются новые аспекты образа: легкие морщинки, усталая складка губ, незаметные в профиль, выдают жизненную опытность, некоторую разочарованность. Шубин поистине виртуозно обрабатывает мрамор. Различными приемами переданы поверхность тела и крупные завитки волос, широкие складки одежды и тончайшее кружево жабо.
    Портретный бюст был излюбленной скульптурной формой Шубина. Именно к этому жанру относятся все лучшие работы мастера. Его портретам присуще удивительное многообразие. В «Портрете М. Р. Паниной» (написанном в середине 1770-х годов) Шубин не ограничивается изображением светской женщины в шелках и кружеве, с модной прической, украшенной розами. Он не скрывает некоторой холодности и, может быть, жесткости своей модели. Многогранна характеристика П. А. Румянцева-Задунайского (1777), бюст которого эффектно задрапирован складками плаща. В этом произведении художник показал и блестящего полководца и чисто русского человека, сына денщика Петра I, с круглым лицом, курносым носом, маленькими глазами, но исполненного бодрости и энергии. Шубин всегда соединяет индивидуальную и социальную характеристики своих моделей. При взгляде на его портреты становятся ясными и личные качества представленного им человека и его общественное положение. По глубине и богатству образов Шубин не имел соперников в скульптуре XVIII века, и его портреты можно сравнивать только с живописными портретами Д. Г. Левицкого.
    Один из лучших памятников в истории русской скульптуры связан с именем Э. М. Фальконе (в России с 1766 г.). Этому французскому мастеру по рекомендации знаменитого философа-просветителя Д. Дидро было поручено в 1765 году сооружение памятника Петру Великому.
    С ближней точки зрения спереди, когда скала скрывает осевшие задние ноги коня, он кажется скачущим во весь опор прямо на зрителя. Это самый динамический вид памятника, так смутивший пушкинского героя, когда он обошел «кругом подножия кумира».
    В «Медном Всаднике» Фальконе создал не только памятник Петру, но и памятник молодой России, ее подъему на крутые вершины. Благодаря своей выразительности монумент нераздельно соединился в нашем представлении с образом города русской славы — Петербурга.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
35*2=


Другие статьи из раздела:

Развитие портретного изображения в начале XVIII столетия
В начале XVIII века произошел решительный перелом и в развитии русской живописи. В эту пору утверждается светская живопись с новым кругом тем и образов. На первое место среди жанров живописи выдвигается портрет.
Читать

Развитие бытового жанра в русской живописи второй половины XVIII в. Михаил Шибанов
Значительным явлением в русском искусстве второй пол. XVIII в. были бытовые картины Михаила Шибанова (даты жизни неизвестны), крепостного человека князя Г. А. Потемкина. Его полотна «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/russkie_mastera_skul.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/russkie_mastera_skul.html on line 117