главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Русский классицизм». Формирование архитектурного облика Петербурга

    Ценность человека определяется прогрессивными кругами русского общества в зависимости от личных качеств, «изящностей душевных», в противовес сословному пониманию ценности человека, обусловленной его вельможностью, «благородным» происхождением. Эти идеи во многом обусловили развитие русского искусства второй половины XVIII века.
    В то время в архитектуре по сравнению с серединой века значительно расширяется круг типов зданий. Если в предшествующую пору строительство в основном ограничивалось дворцом, усадьбой и церковью, то во второй половине XVIII столетия строится много сооружений государственного и общественного назначения. Среди них — банки, учебные заведения, госпитали и больницы, воспитательные дома, торговые ряды, дворянские собрания и т. д. Вновь развертывается широкая градостроительная деятельность, и не только в Петербурге и в Москве, но и на периферии. По плану начинают строиться новые города на юге России.
    На смену «стилю Растрелли» приходит «русский классицизм», который основывался на изучении и переработке искусства Древней Греции и Древнего Рима, давших человечеству классические архитектурные памятники. Зодчих XVIII века привлекала в античном искусстве логическая ясность и целесообразность архитектурных приемов, отсутствие излишних украшений, высокое гражданственное звучание. Важнейшей чертой классицизма является применение ордера, то есть определенной системы распределения частей здания, при которой выделяются несущие части (колонны) и несомые (антаблемент).
    Чрезвычайно типичными для классицизма XVIII века были портик и колоннада, выдвинутые перед стеной здания. Центральная часть здания обычно перекрывалась полусферическим куполом, ведущим свое происхождение от римского Пантеона.
    Первые сооружения в стиле классицизма относятся в 1760-м годам.
    Одним из них было здание петербургской Академии «трех знатнейших художеств» на Васильевском острове, которое строили А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен Деламот.
    Кокоринову принадлежит ясный и остроумный план этой постройки. Здание Академии образует в плане прямоугольник, в который вписался круглый внутренний двор. Вокруг центрального двора расположены еще четыре малых двора в виде прямоугольников с двумя закругленными углами. Все внутренние помещения насыщены светом, необходимым для работы художников, для которых строилось помещение.
    
    Кокоринов участвовал и в разработке фасадов. Проект главного фасада, выходящего на Неву, был составлен Валлен Деламотом. Строительство здания осуществлялось Кокориновым, который в 1761 году был назначен директором Академии. Внешний облик здания Академии художеств отличается простотой. Его обаяние заключено в красоте пропорций и ритмов выступающих и фоновых частей.
    Валлен Деламот приехал в Россию по приглашению первого президента Академии художеств И. И. Шувалова в 1759 году и занял место профессора архитектурного класса. Среди воспитанных им архитекторов был строитель Таврического дворца И. Е. Старое. Наряду с преподаванием Деламот занимался практической архитектурной работой. Из его произведений, бесспорно, лучшие — «Малый», или «Старый» Эрмитаж (1764-1767) рядом с Зимним дворцом и арка так называемой Новой Голландии (1770-1779).
    К раннему классицизму относятся также произведения Антонио Ринальди (в России с 1751 г.), построившего Мраморный дворец (1768-1785) в Петербурге.
    Дворец действительно отделан мрамором, подобранным в очень изысканной благородной гамме. Ринальди не применяет здесь колонн, а пользуется пилястрами, объединяющими два верхних этажа. Все сооружение несет отпечаток хорошего вкуса.
    В 1760-х годах начала «одеваться в гранит» Нева. В сооружении набережных принимал активное участие Ю. М. Фельтен (1730-1801), сын «обер-кухенмейстера» Петра 1.. Валлен Деламот.
    Сооружениям Старова и Кваренги присущи уравновешенность, спокойствие, величавость. Их портики и колоннады определили собой петербургскую архитектуру конца XVIII века, замкнув ее развитие.
    Русская архитектура в течение XVIII столетия прошла путь от вознесшейся в небо иглы Петропавловского собора до спокойно уравновешенных объемов и ритмического шага колоннад в сооружениях классиков конца века. За это время сформировался архитектурный образ Петербурга.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
100/2=


Другие статьи из раздела:

Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
На берегах Невы одно против другого были сооружены увенчанные башнями здания Кунсткамеры (архитекторы Г. Маттарновн, Г. Кьявери и М. Г. Земцов) и Адмиралтейства, первоначально деревянного, затем многократно перестраивавшегося. ...
Читать

Новое в русской архитектуре XVIII в.
В старой столице — Москве — в начале XVIII века строили количественно гораздо меньше, чем в Петербурге, но зато здесь было создано несколько сооружений замечательной красоты. Их архитектура явственнее, чем петербургская, связана...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/russkii_klassitcizm_.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/russkii_klassitcizm_.html on line 117