Русское искусство начала XVIII века |
В начале XVIII столетия на смену древнерусскому искусству, развивавшемуся в течение X—XVII веков в тесной связи с церковью, которая была главным заказчиком художников, приходит новое искусство, в своей основе независимое от религиозных представлений. Это искусство тесно связано с теми изменениями, которые произошли в русском государстве, когда Петр I «железной уздой Россию поднял на дыбы». Не следует, конечно, забывать, что этот перелом не был внезапным, что он подготовлялся в течение длительного времени. В искусстве начала XVIII века, как и в общественной жизни, многие явления продолжали тенденции, возникшие еще в XVII веке. И все же произошли столь существенные перемены, что они позволяют говорить о XVIII столетии, как о новом этапе в истории русского искусства. Как нельзя более ярко творческие устремления эпохи проявились при формировании облика новой столицы и любимого детища Петра I — «Питербурга-городка», ставшего одним из красивейших городов всего света. Петербург был единственной из европейских столиц, которая возникла и чей художественный облик сформировался почти целиком в XVIII столетии. Это придает ему неповторимое единство и красоту ансамбля. Строительство Петербурга началось с сооружения на Заячьем острове Петропавловской крепости — основного «ядра» города. В 1703 году Петр «новую и зело угодную крепость построить велел... и тое крепость на свое государское именование прозванием Петербургом обновити указал». Центром крепости стал собор с знаменитой колокольней. Строительство Петропавловского собора, заключившего в себе прах Петра I после его кончины, осуществлял итальянский архитектор Доменико Трезини (1670—1734), выписанный из Копенгагена, где он работал в 1703 году. Осуществляя строительство в России, Трезини, как и многие другие иностранные мастера, испытал воздействие местных условий. Так, при постройке Петропавловского собора было выполнено требование Петра I, чтобы колокольня была выше московской колокольни Ивана Великого. Строительство собора продолжалось с 1712 по 1733 год. Сам собор, сооруженный по плану трехнефной базилики (с куполом), в художественном отношении далеко уступает примыкающей к нему с запада колокольне, силуэт которой играет столь важную роль в архитектурном облике Петербурга—Ленинграда. Пафос стремительно развивавшегося государства российского нашел великолепное выражение в колокольне Петропавловской крепости с ее тридцатичетырехметровым шпилем, вознесшимся над плоской болотистой равниной, «на берегу пустынных волн». Шпиль по примеру древнерусских куполов был вызолочен, что придало ему еще большую красоту. Золотая «игла» Петропавловской крепости в любую погоду замечательно «вписывается» в цветовую гамму ленинградского пейзажа. В пасмурные дни она мягко мерцает сквозь «сфумато» северных туманов. При ясной погоде шпиль ярко загорается в вечерние чсы в лучах заходящего солнца.  С Петропавловской крепости началось строительство Петербурга. При этом большое внимание уделялось планировке города. В 1716 году в Россию был приглашен известный французский архитектор Ж. Б. Леблон, ученик Ленотра — создателя парка в Версале, резиденции французских королей. Петр I называл талантливого «Пеблона «прямою диковинкою», назначил его генерал-архитектором и поручил разработку проекта генерального плана Петербурга. Несмотря на красоту плана французского архитектора, он не мог быть осуществлен из-за его умозрительности, отвлеченности. Леблон не учел условий местности. Он наметил, например, центр города в глубине Васильевского острова, не учтя значения Невы и стрелки острова для формирования центрального ансамбля новой столицы. Последующее строительство жизненно важных для города сооружений развернулось, вопреки проекту Леблона, именно вдоль Невы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|
|
Другие статьи из раздела:
Лучшие портреты Д. Г. Левицкого 1770—1790-х годовВ «урожайном» в творчестве Левицкого 1773 году ему был заказан Екатериной II цикл портретов воспитанниц покровительствуемого императрицей Смольного института благородных девиц. Левицкий в течение 1773-1776 годов написал семь...
Читать
|
Карло Бартоломео Растрелли Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать
|
Известные художники
Ге Николай
Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать |
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать |
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать |
|
|
ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ |
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать
Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать |
Реклама на сайте |
. |
Партнеры и партнерские ссылки |
|
|
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать |
|