главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Русское искусство начала XVIII века

    В начале XVIII столетия на смену древнерусскому искусству, развивавшемуся в течение X—XVII веков в тесной связи с церковью, которая была главным заказчиком художников, приходит новое искусство, в своей основе независимое от религиозных представлений. Это искусство тесно связано с теми изменениями, которые произошли в русском государстве, когда Петр I «железной уздой Россию поднял на дыбы».
    Не следует, конечно, забывать, что этот перелом не был внезапным, что он подготовлялся в течение длительного времени. В искусстве начала XVIII века, как и в общественной жизни, многие явления продолжали тенденции, возникшие еще в XVII веке. И все же произошли столь существенные перемены, что они позволяют говорить о XVIII столетии, как о новом этапе в истории русского искусства.
    Как нельзя более ярко творческие устремления эпохи проявились при формировании облика новой столицы и любимого детища Петра I — «Питербурга-городка», ставшего одним из красивейших городов всего света. Петербург был единственной из европейских столиц, которая возникла и чей художественный облик сформировался почти целиком в XVIII столетии. Это придает ему неповторимое единство и красоту ансамбля.
    Строительство Петербурга началось с сооружения на Заячьем острове Петропавловской крепости — основного «ядра» города. В 1703 году Петр «новую и зело угодную крепость построить велел... и тое крепость на свое государское именование прозванием
    Петербургом обновити указал». Центром крепости стал собор с знаменитой колокольней. Строительство Петропавловского собора, заключившего в себе прах Петра I после его кончины, осуществлял итальянский архитектор Доменико Трезини (1670—1734), выписанный из Копенгагена, где он работал в 1703 году. Осуществляя строительство в России, Трезини, как и многие другие иностранные мастера, испытал воздействие местных условий.
    Так, при постройке Петропавловского собора было выполнено требование Петра I, чтобы колокольня была выше московской колокольни Ивана Великого. Строительство собора продолжалось с 1712 по 1733 год. Сам собор, сооруженный по плану трехнефной базилики (с куполом), в художественном отношении далеко уступает примыкающей к нему с запада колокольне, силуэт которой играет столь важную роль в архитектурном облике Петербурга—Ленинграда.
    Пафос стремительно развивавшегося государства российского нашел великолепное выражение в колокольне Петропавловской крепости с ее тридцатичетырехметровым шпилем, вознесшимся над плоской болотистой равниной, «на берегу пустынных волн». Шпиль по примеру древнерусских куполов был вызолочен, что придало ему еще большую красоту. Золотая «игла» Петропавловской крепости в любую погоду замечательно «вписывается» в цветовую гамму ленинградского пейзажа. В пасмурные дни она мягко мерцает сквозь «сфумато» северных туманов. При ясной погоде шпиль ярко загорается в вечерние чсы в лучах заходящего солнца.
    
    С Петропавловской крепости началось строительство Петербурга. При этом большое внимание уделялось планировке города. В 1716 году в Россию был приглашен известный французский архитектор Ж. Б. Леблон, ученик Ленотра — создателя парка в Версале, резиденции французских королей. Петр I называл талантливого «Пеблона «прямою диковинкою», назначил его генерал-архитектором и поручил разработку проекта генерального плана Петербурга.
    Несмотря на красоту плана французского архитектора, он не мог быть осуществлен из-за его умозрительности, отвлеченности. Леблон не учел условий местности. Он наметил, например, центр города в глубине Васильевского острова, не учтя значения Невы и стрелки острова для формирования центрального ансамбля новой столицы. Последующее строительство жизненно важных для города сооружений развернулось, вопреки проекту Леблона, именно вдоль Невы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Русское искусство начала XVIII века
Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
Новое в русской архитектуре XVIII в.
Карло Бартоломео Растрелли
Развитие портретного изображения в начале XVIII столетия
Середина XVIII столетия. Новый расцвет русского искусства
Бартоломео Франческо Растрелли
Развитие портретного жанра в русской живописи. А. П. Антропов
Русские мастера декоративной живописи второй половины XVIII века
«Русский классицизм». Формирование архитектурного облика Петербурга

Русские мастера скульптуры XVIII века
Новое поколение русских скульпторов. Ф. Г. Гордеев
Живопись второй половины XVIII века. Федор Рокотов
Трактовка женского образа в портретах Рокотова
Дмитрий Григорьевич Левицкий
Лучшие портреты Д. Г. Левицкого 1770—1790-х годов
Идеи и образы сентиментализма. Владимир Лукич
Антон Павлович Лосенко
Развитие бытового жанра в русской живописи второй половины XVIII в. Михаил Шибанов
Пейзажная живопись второй пол. XVIII в.



Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=

Другие статьи из раздела:

Лучшие портреты Д. Г. Левицкого 1770—1790-х годов
В «урожайном» в творчестве Левицкого 1773 году ему был заказан Екатериной II цикл портретов воспитанниц покровительствуемого императрицей Смольного института благородных девиц. Левицкий в течение 1773-1776 годов написал семь...
Читать

Карло Бартоломео Растрелли
Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/russkoe_iskusstvo_na.html on line 146

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/russkoe_iskusstvo_na.html on line 146