главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

    Французский художник-примитивист. Постоянный участник «Общества независимых».
    Художественного образования не получил. Его художественную манеру сформировали культура городских вывесок и ярмарочных афиш, лубок и фотография с трафаретным оформлением. С другой стороны, Руссо старался подражать официальной салонной живописи. При этом художник вольно обращался с перспективой и моделировкой фигур и весьма свободен был в ко-лористике. Такой «простонародный пересказ» академических канонов вызывает двойственный эффект комизма и своеобразной торжественности. Художник тяготеет к четким контурам, плотно окрашенным объектам, равномерно блестящей поверхности.
    Жанры и тематика произведений Руссо различны: виды Франции, пейзажи и портреты (а также изобретенный им жанр «портрет-пейзаж»), семейные торжества, батальные сцены и военные парады. Творчество художника-самородка ценили импрессионисты и представители французского авангарда, в частности Поль Гоген и Пабло Пикассо. Такие картины, как «Сон Ядвиги», где в одном изображении сливаются воображаемая явь и сновидение, сродни творениям сюрреалистов.
    Простодушный таможенник. В истории живописи Анри Руссо известен также под прозвищем Таможенник. Он работал клерком у судебного исполнителя, а позже — в налоговом управлении, где ему поручали самые несложные задания, считая человеком небольшого ума. После смерти жены Руссо передоверил воспитание своих двух оставшихся в живых (из девяти!) детей брату и занялся только живописью.
    Две его работы были даже приняты в официальный Салон 1885 года. Но посетители вслух издевались над наивной манерой художника, а кто-то даже изрезал полотно ножом. С тех пор Руссо выставлялся только в Салоне независимых. У Таможенника появились друзья из числа критиков, художников и поэтов. Правда, они часто посмеивались над своим простодушным другом и разыгрывали его.
    Однако наивный Таможенник был чрезвычайно одарен: он играл на скрипке, рисовал портреты на заказ, преподавал живопись на курсах для взрослых. В конце концов он прибил на дверях своей квартиры табличку: «Уроки сольфеджио, игры на скрипке и кларнете. Декламация. Академия рисунка и живописи». Эта «Академия» пользовалась большим успехом.
    Уже после смерти Руссо Гийом Аполлинер посвятил гениальному самоучке небольшую поэму: «Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю» (1908). На картине изображена конкретная местность Парижа. Художник не работал на пленэре, а писал пейзаж по фотографии. Однако при подготовке к работе Руссо сделал несколько эскизов с натуры. Композиция строго упорядочена: в центре — невозмутимая речная гладь, вверху — такое же невозмутимое небо. Слева и справа — словно поддерживающие колонны — купы деревьев. На заднем плане: мост с арочными пролетами, холмы и упрощенно, словно рукой ребенка, изображенные дома. В небе неподвижно зависли три летательных аппарата. Их изображения как бы иллюстрируют достижения воздухоплавания: аэроплан, воздушный шар и дирижабль. Предметы обрисованы четко — как будто преподнесены на ладони. Пейзаж исполнен наивной важности. В детской свежести и простоте восприятия кроется какая-то загадка. Недаром писатель Жан Кокто отметил, что герои полотен Руссо обитают не на земле, а как бы в зеркалах.
    «Муза, вдохновляющая поэта» (1909). Этот безусловный шедевр художника-примитивиста должен был изображать французского поэта Гийома Аполлинера и его подругу Мари Лорансен. Рассказывают, что Аполлинер и Мари позировали Руссо, причем художник при помощи портняжного сантиметра измерял лоб, нос, расстояние между глазами и так далее. Однако на картине персонажи предстали совершенно неузнаваемыми. Хрупкая и стройная в жизни Мари на картине является нам подобной мощному изваянию, чья монументальность подчеркивается ниспадающим складками одеянием. Аполлинер — человек в действительности высокий — изображен маленьким и плотным. Застывшие фигуры вмонтированы в пейзаж, как на снимке провинциального фотографа. Это придает им некое комическое величие. Аполлинер обряжен в парадный костюм, в руках у него — белоснежное гусиное перо и свиток: атрибуты поэтического искусства. Корпулентная Муза в античном одеянии вздымает вверх руку в благословляющем жесте. Пропорции фигур нарушены: у Музы слишком большая голова и просто огромная рука. Это отсылает нас к народному искусству — лубку. Деревья на заднем плане представляют собой подобие тщательно выписанной экзотической арки. На переднем плане цветы — левкои — образуют преграду между зрителем и изображением. Левкои не растут естественно из земли, похоже, что их туда воткнули для декоративного эффекта. Эта цветочная рамка-рампа создает эффект театральности: Поэт и его Муза словно выступают на некой сцене. Они обособленны и торжественны. Такие работы сам Руссо называл «портрет-пейзаж».
    «Нападение ягуара на лошадь» (1910). всяческая экзотика, тропическая растительность, хищные звери чрезвычайно привлекали Руссо. Он любил рассказывать о своей охоте в джунглях, о приключениях в Мексике, где на самом деле никогда не бывал. В Париже он часто посещал Ботанический сад и Зоологический музей, рассматривал географические атласы, открытки, марки. В результате этих наблюдений фантазия художника создает необычайный пейзаж. Не существующие в природе яркие цветы, невообразимое сплетение ветвей, огромные листья. Животные на фоне этой буйной растительности оказываются неправдоподобно, даже трогательно, маленькими. Их смертельная схватка напоминает скорее объятие. Морда лошади не искажена болью, художник придал ей наивное, слегка удивленное выражение. Передние конечности белой лошадки напоминают танцующие женские ножки. Несмотря на пугающее название, картина проникнута удивительно мирным настроением.

 

 

Последние статьи нашего сайта

Картины Сезанна, Дега, Гогена и Ренуара из коллекции Амбруаза Воллара, спасенные от нацистов в 1939 году, будут проданы на аукционе 
Аукционный дом Sotheby's выставит на торги в Лондоне и Париже картины крупнейших французских художников XX века из коллекции знаменитого французского коллекционера и мецената начала века Амбруаза Воллара. Картины Сезанна, Дега, Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо и других известных художников впервые увидели свет после того, как 70 лет назад были спасены от нацистов помощником коллекционера, хорватским евреем Эрихом Шломовичем.
  читать

Нью-Йоркский Метрополитен Музей впервые открывает публике полную коллекцию хранящихся здесь работ Пабло Пикассо 
Нью-йоркский музей Метрополитен в апреле впервые открывает публике полную коллекцию хранящихся здесь работ Пабло Пикассо, многие из которых были неизвестны или принадлежность которых кисти знаменитого испанца не была подтверждена - до сих пор такие работы хранились в запасниках, сообщает корреспондент РИА Новости.
  читать 


Коллекция икон стоимостью в $30 млн исчезла из музея "Царицыно" 
Принадлежавшая известному собирателю старины Михаилу Де Буару (Елизаветину) частная коллекция икон, стоимость которой оценивается в 30 миллионов долларов, исчезла из Государственного музея-заповедника "Царицыно", где находилась на хранении.  
  читать 

Московская биеннале наградила африканского художника премией, которую лучше не получать 
Художник из Бенина - Ромуальд Азуме стал лауреатом премии Московской биеннале современного искусства, сообщил журналистам в четверг придумавший премию московский художник-концептуалист Юрий Альберт.
  читать 

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005