главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

    Совсем еще в юном возрасте, обучаясь в коллеже Бурбон, будущий знаменитый художник Поль Сезанн подружился с будущим знаменитым писателем Эмилем Золя. Склонность Золя к мечтательности, его рассеянность, равнодушие к пошлым развлечениям сверстников сделали его объектом грубых шуток. Оригинальные личности часто делаются в учебных заведениях предметом травли. Поль же нашел в Эмиле родственную душу. Сезанн позже писал в своих воспоминаниях, что Золя, тронутый сочувствием друга, как-то принес ему целую корзину яблок. Не эти ли яблоки послужили первотолчком бесчисленных натюрмортов? Сезанн писал Золя письма — в прозе и стихах, доверяя ему самые интимные переживания. Может ли он понравиться девушке? Найдет ли свою любовь? Не суждено ли ему провести жизнь в одиночестве — только среди холстов и красок?
    В1869 году Сезанну ответила взаимностью жизнерадостная и общительная натурщица Мари-Ортанс Фике, которая стала его женой и матерью его сына. А вот со старинным другом Золя произошел разрыв. В персонаже его романа «Творчество» по множеству деталей художник узнал себя. И этот персонаж закончил жизнь самоубийством! Все, что сообщалось в письмах и дружеских беседах, было обнародовано! Призвание писателя диктовало Эмилю Золя все жизненные наблюдения поверять бумаге, а по завершении работы — публике. Писательского в этом человеке оказалось больше, чем дружеского.
    Умер Сезанн от тяжелой болезни — диабета. Его последние дни скрашивало участие сестры Мари и нескольких близких друзей.
    Французский живописец. Виднейший представитель импрессионизма и постимпрессионизма.
    В период, когда Сезанн был близок к импрессионистам, его работы отличались светлым колоритом, виртуозно передавали свет и воздух. Основным жанром в его творчестве в те годы был пейзаж. Однако в отличие от импрессионистов, стремящихся передать мимолетность впечатления, Сезанн тяготел к отображению долговечного и устойчивого. Не изменчивость должна передавать кисть художника, но некий изначальный порядок, который присущ природе. Художник разработал особую — «диагональную» — технику живописи: мелкие дробные параллельные мазки, плотно ложась, придают предметам геометрически определенные формы. Этот метод позже был подхвачен и развит кубистами. Однако у Сезанна рельефная форма представляется подчеркнуто живой и плотной, кубисты же омертвляют природу, сводя ее к умозрительным композициям.
    Сезанн создает целую серию работ, воспроизводящих образ горы Сент-Виктуар, изображает деревья и скалы. Ощущение массивности скал достигается при помощи вертикальных мазков, которые словно «лепят» фактуру камня, постепенно растворяясь и сливаясь с небом. В картинах «Дом повешенного в Овере», «Акведук», «Сосна» подчеркнутая передача структуры изображаемого сочетается с естественностью и гармоничностью.
    Широко известны натюрморты Сезанна: «Цветы», «Персики и груши» и, конечно, яблоки. Яблоко стало символом Сезанна — этот округлый тяжеловесный плод привлекал его совершенством формы и возможностью разнообразия художественной трактовки в сочетании с другими предметами. Простые предметы, воплощающие первоосновы жизни, привлекают внимание Сезанна лаконичностью и устойчивостью формы — примером тому служит натюрморт «Хлеб и яйца».
    В изображении людей Сезанн не стремится к отражению психологии. Мастера более привлекают задачи композиционного построения и сочетание контрастов («Пьеро и Арлекин») и живописная трактовка единства человека и природы (серии «Купальщицы» и «Купальщики»).
    «Купальщики» (1890-1892). Горизонтальное полотно насыщено светом и воздухом. Зеленоватые рефлексы, организация светотени достоверно передают атмосферу теплого лета, водоема, окруженного деревьями. Деревья — основной цветообразующий фактор этого полотна, наполненного перекликающимися оттенками зеленоватых тонов. Рефлексы зеленого присутствуют и во фрагментах небосвода, открывающегося в просветах ветвей, и в неясно обозначенной воде под ногами купальщиков, и на самих фигурах. Обнаженные тела изображены с нарушением пропорций. Их обобщенность, незавершенность отсылает зрителя к античным статуям — или, скорее, к воспоминаниям о них.
    Слияние человека и природы, их молчаливая гармония создают образ одновременно динамичный и устойчивый.
    «Большие Купальщицы» (1898-1905). Это самое большое из полотен Сезанна создавалось в течение нескольких лет. Горизонтально композиция картины делится на две приблизительно равные части: небо «вылеплено» пластикой довольно крупных мазков, где к синевато-сиреневой гамме собственно небосвода примешиваются терракотовые и зеленоватые тона земли и деревьев. Изображение облаков характерно для Сезанна: это плотная рельефная масса.
    Конструкцией, объединяющей небо и землю, являются наклоненные по диагонали навстречу друг другу стволы деревьев.
    Нижняя часть картины фигуративно гораздо насыщеннее верхней, что придает ей своеобразную «земную устойчивость». Две группы весьма условно написанных женских фигур, расположенные справа и слева, оставляют открытое пространство для изображения массивной и плотной поверхности воды.
    Обнаженные фигуры купальщиц подобны статуям, что подчеркивается сочетанием общего белесоватого тона с терракотовыми рефлексами, объединяющими на метафизическом уровне человеческое, природное и небесное начало.
    «Натюрморт с драпировкой» (1898-1899). Существует несколько вариаций натюрмортов с одинаковой драпировкой, яблоками и покорным «натурщиком» — фаянсовым кувшином с цветочным орнаментом. Диагональное расположение тяжелой драпировки со статично-рельефными складками и более подвижное, стекающее вниз белое полотно скатерти подчеркивают устойчивость, неизменность горизонтали стола, где торжествует самая совершенная на земле форма — сфера. И это сферическое совершенство — яблоки.

 

 

Последние статьи нашего сайта

Картины Сезанна, Дега, Гогена и Ренуара из коллекции Амбруаза Воллара, спасенные от нацистов в 1939 году, будут проданы на аукционе 
Аукционный дом Sotheby's выставит на торги в Лондоне и Париже картины крупнейших французских художников XX века из коллекции знаменитого французского коллекционера и мецената начала века Амбруаза Воллара. Картины Сезанна, Дега, Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо и других известных художников впервые увидели свет после того, как 70 лет назад были спасены от нацистов помощником коллекционера, хорватским евреем Эрихом Шломовичем.
  читать

Нью-Йоркский Метрополитен Музей впервые открывает публике полную коллекцию хранящихся здесь работ Пабло Пикассо 
Нью-йоркский музей Метрополитен в апреле впервые открывает публике полную коллекцию хранящихся здесь работ Пабло Пикассо, многие из которых были неизвестны или принадлежность которых кисти знаменитого испанца не была подтверждена - до сих пор такие работы хранились в запасниках, сообщает корреспондент РИА Новости.
  читать 


Коллекция икон стоимостью в $30 млн исчезла из музея "Царицыно" 
Принадлежавшая известному собирателю старины Михаилу Де Буару (Елизаветину) частная коллекция икон, стоимость которой оценивается в 30 миллионов долларов, исчезла из Государственного музея-заповедника "Царицыно", где находилась на хранении.  
  читать 

Московская биеннале наградила африканского художника премией, которую лучше не получать 
Художник из Бенина - Ромуальд Азуме стал лауреатом премии Московской биеннале современного искусства, сообщил журналистам в четверг придумавший премию московский художник-концептуалист Юрий Альберт.
  читать 

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005