Шесть законов китайской живописи |
Особенностью многих теоретических построений и терминов, встречающихся в сочинениях о живописи в Китае, как раз и является то, что за одними и теми же иероглифами скрывается разное их содержание, разнос, присущее определенному времени, понимание.  В V в. Се Хэ написал трактат «Категории древней живописи». Эти категории легли в основу всей теории живописи Китая. Там и были сформулированы впервые шесть законов — «люфа». Первый — о нем и будет идти речь — самый трудный для перевода и понимания; второй — в дословном переводе «метод костяка-контура в пользовании кистью» — касается умения художника передать костяк, остов, структуру изображаемого; третий посвящен проблеме сходства; четвертый — цвета; пятый — композиции; шестой — следования традиции и обучения. Действительно, последние пять законов понятны, они все лежат в сфере мастерства, конкретного; ими можно овладеть с помощью труда и времени. Однако если художник в совершенстве овладел этими пятью законами, но при этом его картина лишена «одухотворенной гармонии» «циюнь», то это, «всего лишь обычная ремесленная работа» — ее нельзя назвать картиной. Так что же такое «циюнь шэндун»? Существует более 20 вариантов перевода первого закона на европейские языки. Каждый новый исследователь китайской живописи не может устоять от соблазна дать свой вариант перевода и толкования. На наш взгляд, лучше ввести термин «циюнь» — «одухотворенная гармония, созвучие» с описательным толкованием, потому что и в самом Китае он не всегда одинаково понимали в XVI—XVII вв. иероглиф «юнь» — «рифма» даже был заменен «юнь», «движение». Вэнь Фэн приводит большое количество контекстов IV—V вв. т. е. того времени, когда были сформулированы и шесть законов Се Xэ. Основываясь на трактате Лю Се, Вэнь Фэн справедливо считает, что, в то время как «ци» — жизненная творческая сила, выражение ее в произведении зависит от гармонии «хэ» и рифмы-отзвука «юнь», т. е. если «ци»—сущность работы, то «юнь» определяет манеру, форму, в которой эта сущность выражена. Чжан Янь-юань первым противопоставляет «одухотворенную гармонию»— «циюнь» «внешнему сходству» — «синсы». У него это противоположные принципы, разница между обычным мастерством и редкой способностью передавать сущность.
|
Другие статьи из раздела:
Великие мастера пейзажа древнего Китая Свитки танских художников отличает подробное описание увиденного, выполненное в линейной манере монохромной тушью у Ий Вэя, цветом — у Ли Сы-сюня с внимательным отношением к деталям.
читать
|
Хуан Цюань и Сюй СиХуан Цюань и его сын Цзюй-цай сначала служили в княжестве Шу в качестве «дайчжао» — «ожидающих приказов», позже Хуан Цюань был повышен до должности столичного «фуши» — «помощника смотрителя сокровищ». Когда княжество Шу было возвращено под управление династии, Хуан Цюань получил назначение на должность «гунцзань» —...
читать
|
Известные художники
Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать |
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странствиям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать |
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился своими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать |
|
|
ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ |
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать
Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать |
Реклама на сайте |
. |
Партнеры и партнерские ссылки |
. |
|
Акварельная живопись
1. В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать
|
|