главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Система линейной перспективы

    Обоснованная в эпоху Возрождения система линейной перспективы со временем стала господствующей. Ее преимуществами были: возможность изображения на одной картине глубокого пространства без разделения его на планы; единообразные правила построения перспективного изображения, делавшие невозможным «произвол» художника и предполагавшие неизбежные искажения видимой картины близкого пространства строго запрограммированными; необходимость возбуждения у зрителя тех центров системы зрительного восприятия, которые ответственны за функционирование механизма константности величины, и, как следствие, возникновение чувства «глубины» пространства при взгляде на картину. Эти свойства системы линейной перспективы привели к тому, что она почти повсюду вытеснила перцептивную. Единственной областью, в которой система линейной перспективы была и остается абсолютно беспомощной, является изображение очень близких пространств. Здесь перцептивная перспектива и сейчас успешно используется художниками (портреты, натюрморты и т. п.).
    Изучение особенностей изобразительного искусства, связанных с учетом свойств системы зрительного восприятия человека и геометрии, может оказаться интересным и плодотворным. Ведь наряду с главным — анализом эволюции художественного образа — безусловно полезно и изучение эволюции изобразительно-выразительных средств. В настоящей книге была сделана попытка рассмотреть с подобной точки зрения лишь только ограниченную в пространстве и во времени область древнерусского искусства. Более того, при рассмотрении древнерусской живописи автор почти полностью исключил из своего поля зрения исторический аспект, считая, что для первой работы, в которой вводится понятие системы перцептивной перспективы и связанных с психологией зрительного восприятия геометрически противоречивых и чертежных изображений, допустимо оставаться на статической точке зрения.
    Как уже отмечалось во Введении к настоящей книге и частично по ходу изложения, теоретические основания проведенного анализа древнерусской живописи вовсе не связаны только с ней, а имеют совершенно общий характер. Поэтому появление работ более широкого плана, в которых удалось бы использовать подход, развитый в предыдущих главах, но теперь применительно к другим разделам истории живописи или к анализу современного искусства, представляется автору весьма желательным.
    При такой постановке вопроса может оказаться полезным рассматривать геометрические особенности изобразительного искусства (в историческом ли плане или в зависимости от жанра) как различные стороны единой системы пространственных построений.
    В связи с приведенными соображениями уместно еще раз подчеркнуть, что линейную систему перспективы можно с известными оговорками (например, отвлекаясь от масштаба изображения) считать частным случаем перцептивной, тем случаем, когда изображаются достаточно удаленные области пространства. Тогда возникает естественное представление о постепенном переходе от аксонометрии или обратной перспективы, характерных для передачи геометрии неглубоких и близких областей пространства, к линейной перспективе для более глубоких и далеких его областей. Не следует думать, что этот переход сводится только к изменению простейших геометрических свойств (от «обратной» к «прямой» перспективе), он органически связан с не менее существенными качественными изменениями. Действительно, если для системы линейной перспективы характерны однозначность геометрии, «организующая» роль при изображении единого и протяженного пространства, то обратная перспектива (и отчасти аксонометрия) этими свойствами не обладает.


Интересные статьи

Икона «Введение во храм»
Обратимся к архитектурному фону иконы «Введение во храм». Изображенная слева вверху четырехколонная конструкция принадлежит к уже рассмотренному выше типу искажения, в то время как аналогичное сооружение в правой верхней части иконы носит совершенно иной характер. Расположение колонн здесь конструктивно бессмысленно, оно могло возникнуть только при смещении колонн в горизонтальных направлениях на картине. Чем руководствовался художник, внося в картину эти искажения? В левом изображении он был связан узкой полосой верха архитектурного сооружения, на которой оказалось нужным расположить базы...
читать

«Свобода» художника
Одной из наиболее характерных черт древнерусской живописи является бросающаяся в глаза «свобода» художника, свобода в способе изображения пространства, в линии и цвете. Многие стороны этой «свободы» объясняются вполне рациональным образом.Как было показано, сама система перцептивной перспективы (в отличие от линейной) является многозначной, т. е. допускает разные изображения одного и того же предмета, причем, как правило, любое из этих изображений будет содержать «ошибку»— явное отклонение от видимой картины, поскольку перцептивное пространство принципиально невозможно изобразить на...
читать


Известные художники
Богаевский Константин Федорович
1872 – год рождения Богаевского К.Ф. С семи лет он начал рисовать. Его первым художественным впечатлением была случайно оказавшаяся у родителей олеография «Извержение Везувия». Юный художник брал в Феодосии уроки у Айвазовского, знаменитого мариниста. Учеником мэтра назвать его трудно, поскольку ...
читать

Боголюбов Алексей Петрович
1824 – рождение Боголюбова А. П. – замечательного пейзажиста, не менее замечательного человека. Всю жизнь Боголюбов совершенствовал свое мастерство, вдумчиво, целеустремленно работал. Он оставил после себя интересное художественное наследие. Алексей Петрович большое состояние, много сил отдал ...
читать
Боклевский Петр Михайлович
Боклевский П.М. родился в семье военного в 1816, в с.Елшино Рязанской губернии. Художественного систематического образования он не получил. В 1840 он окончил юридический факультет при Московском университете. После этого служил в Рязани губернским секретарем.
читать
Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичБорисов-Мусатов В.Э. родился в Саратове в 1870. Когда ему исполнилось 3 года, он сделался вследствие несчастного случая горбатым. У мальчика появились рано способности к рисованию. В 1881 он поступил в реальное саратовское училище. Однако большую часть времени Виктор Эльпидифорович посвящал занятиям живописью. Первым педагогом Борисова-Мусатова ...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/sistema_lineinoi_perspektiv.html on line 104

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/sistema_lineinoi_perspektiv.html on line 104