Классическое античное искусство достигает в пластике своей самой высокой выразительности. Но чем больше прелести можно было наблюдать в скульптурах многобожия, тем намного более старательно христиане избегали первых веков в олицетворении своего Бога в статуе. То самое обстоятельство, что император Александр Север установил на своем святилище скульптуры Христа и Авраама рядом с изображением Орфея, естественно, никоим образом не может противоречить вышесказанному. Круглой христианской пластике уже не так сложно было заменить Христа Добрым Пастырем, что художественные мотивы человека, который несет на плече теленка, баран и т.п. не был чужд к классическим скульптурным решениям. Достаточно вспомнить хотя бы Гермеса с
овном на плечах, произведение Каламиса (см. т. 1, греческая
скульптура), а из сохранившихся до нашего времени — такие статуи,
как «Мосхофор» Акропольского музея в Афинах (см. т. 1, рис. 290). Из
дошедших до нас скульптурных изображений Доброго Пастыря
древнейшим, и притом лучше всех других сохранившимся, надо признать
небольшую мраморную статую Латеранского музея (рис. 7). Юный
длиннокудрый пастух, благородно очерченная голова которого
повернута в профиль, одет в короткую безрукавную тунику (экзомиду),
оставляющую правое плечо обнаженным. В правой руке он держит
задние, в левой — передние ноги овцы, лежащей у него на плечах.
Хорошая работа этой изящной статуэтки заставляет отнести ее к
первым десятилетиям III в.
Разумеется, древним христианам не возбранялось увековечивать в
скульптуре своих родственников, особенно чтимых единоверцев и
мучеников, которые скоро становились святыми. Но доконстантиновскому
времени может быть приписана лишь одна (дошедшая до нас в неполном
виде) сидячая мраморная статуя св. Ипполита, хранящаяся в
Латеранском музее.
Христианская рельефная пластика этой ранней эпохи вводит нас в
область искусства, посвященного чествованию умерших. Мраморные
саркофаги начиная со II в. играют важную роль в римской скульптуре
как языческой, так и христианской. Свое отвращение к сжиганию
трупов христиане унаследовали от евреев. Высеченная в скале древняя
усыпальница превратилась в переносной гроб из ценного камня,
служивший для покойника благородной нетленной оболочкой. Образцом
раннего, более простого стиля христианского рельефа считается
мраморный саркофаг Ливии Примитивы в Луврском музее в Париже.
Передняя сторона этого саркофага украшена волнистыми желобками (стригилами),
которые так любили тогда высекать на саркофагах; в свободном же
среднем четырехугольнике, под эпитафией, представлен Добрый Пастырь
среди символических изображений рыбы и якоря. С одной стороны, более
развитыми, а с другой — проникнутыми античным духом представляются
рельефные изображения на саркофаге из Ла-Гайоли (La
Gayolle) в Бриньольской семинарии. В середине изображен
умерший, в виде мальчика, и его воспитатель. Затем, подле
христианских символических изображений удильщика, оранты и Доброго
Пастыря, мы вдруг встречал языческого бога солнца в лучезарном
венце. Ле-Блан считал эту прекрасную скульптуру греческой работой
конца II столетия. Как на третий,
несколько более поздний образец древнехристианской рельефной
пластики следует указать на «Саркофаг Ионы» в Латеранском музее
(рис. 8), вся передняя сторона которого, разделенная на два плана,
украшена библейскими композициями. История пр. Ионы, занимающая
передний план, разработана согласно принципам живописной
перспективы.

Рис. 7. Добрый Пастырь.
Мраморная статуэтка. С фотографии Алинари
Мы
видим, что древнехристианская и живопись, и пластика воспроизводили
довольно ограниченное число библейских сюжетов; ввиду этого
богословская школа археологов учит, что в первые века христианства
единственным критерием для выбора сюжетов была возможность их
символического толкования. При этом обычно пророческий смысл
ветхозаветных событий, какова, например, история Ионы, обобщается и
на все остальные. Впрочем, тогда как одни из ученых этой школы
приписывали каждой библейской композиции целый ряд самых
разнообразных иносказательных значений, другие, во главе которых
стоял Виктор Шульце, будучи сторонниками так называемой сепулькральной теории, видят повсюду указание на смерть и
воскрешение из мертвых. Эта теория прекрасно согласуется с
высказанной впервые великим французским ученым Эдмоном Ле-Бланом и
развитой дальше Эж. Мюнцем и Ф.-Кс. Краусом интересной мыслью, что
библейские композиции катакомбной живописи и саркофагов
представляют иллюстрации к отдельным прошениям похоронных молитв, в
которых мы встречаем те же примеры избавления рукой Промысла,
чередующиеся вдобавок в той же последовательности («Спаси, Господи,
душу раба твоего, как Ты спас Ноя от потопа... как ты спас Иону из
чрева китова... как Ты спас Исаака от руки Авраама... как Ты спас
Сусанну от ложного обвинения» и т. д.).

Рис. 8. Саркофаг Ионы. С
фотографии Алинари |