главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Созерцательность искусства. Джорджо Моранди

    Истолкований живописи Моранди имеется уже достаточно, и к тому же довольно дельных. Ибо после старых, неряшливых интерпретаций творчества художника в духе упадочнического провинциализма, словно речь шла о каком-то новом болонском Гоццано (отзвуки подобного подхода слышны еще в 1934 году: смотри, например, статью без подписи в «Итальянской энциклопедии»), значительный шаг вперед, несомненно, был сделан в очерке (1939) и в отдельной книге (1942) Бранди, а дальнейший прогресс достигнут теперь, на мой взгляд, в работе Парронки.
    
    Сведения о корнях творчества Моранди, о его первоначальных отношениях с импрессионистами, с Сезанном, с «фовизмом» и с движением «метафизической живописи» группы «Пластические ценности», сохраняют свое значение и для понимания долгого и плодотворного пути, пройденного художником.
    Сопоставление творчества Моранди с творчеством Дерена в период между 1910 и 1920 годами могло бы, возможно, оказаться полезным, но я никогда не осмеливался спросить об этом у самого Моранди. Свидетельством этого влияния является и более отдаленное, а для меня и более трогательное, обстоятельство.
    Моранди смеялся редко, и с особенным наслаждением — при воспоминании о сонете какого-то тосканского стихоплета, прославлявшего труд старого скульптора («Бей, рассекай неподатливый мрамор. Видишь, как он уступает, искрясь под ударом» и т.д.). Ради насмешки Моранди выучил его наизусть. Вот, как бы говорил он, к чему может привести Италию прославление энергичного натиска, сверхчеловеческих усилий кустаря эпохи Возрождения. То же неприятие, ту же насмешку вызывали у него разговоры о неправильно понимаемом «примитивизме», что было характерно для «настроений» наиболее крайнего футуризма. Если, например, какому-нибудь музыканту из друзей художника при виде огненно-красного заката, на котором из-за ворот Галльеры вырисовывался ужасный купол Колламарини, случалось из добрых побуждений и для поучения присутствующих художников сказать: «Вот бы изобразить все эй) на золотом фоне», то Моранди, помедлив и не выпуская сигарету, зажатую меж пальцев, непременно полушутя восклицал: «Великолепно!»
    Почему бы не отметить нетерпимость художника к избитым фразам, если они помогают нам лучше его понять?
    В этом и состоит смысл урока, преподанного нам Моранди, который считал, что сведение изображаемого сюжета к минимуму необходимого или, во всяком случае, отказ от господства в картине сюжета, который от робких поползновений переходит к полному заполнению собою всего произведения и зрителя, пойдет лишь на пользу картине. Импрессионизм и постимпрессионизм тоже изобиловали натюрмортами, цветами, пейзажами, но в них художники искали благоприятных случаев, «побудительных» причин, в то время как для Моранди все это — лишь необходимые символы, носители материальной сущности, достаточные для того, чтобы обойти стороной подводные камни абсолютного абстракционизма. Это тем более справедливо, что с помощью изображения одной и той же материальной субстанции Моранди умел передавать различные оттенки настроения и всякий раз по-разному варьировать эмоциональный настрой своих световых символов.
    Перед лицом этого стремления к выражению чистой сущности своего внутреннего мира отпадает всякая необходимость, показавшаяся бы даже нескромной, задаваться вопросом, почему Моранди не изображал средствами своего искусства «человеческую фигуру», почему избегал он ее как чего-то ненужного, хотя столь полно и человечно выразил себя иными путями.
    Каждый человек нащупывает пределы свободы самовыражения, каждый ищет подходящую для этого форму. То, что Моранди на протяжении последнего двадцатилетия в силу разочарования в гражданских идеалах избегал человеческих лиц, может быть поставлено ему только в заслугу.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
65-1=


Другие статьи из раздела:

Великое Возрождение: новые эстетические идеалы
Каждая страна и эпоха создает свои эстетические идеалы. И пластическая трактовка обнаженного тела должна строиться на закономерностях, взятых из окружающей нас жизни. Результаты будут тем убедительнее, чем больше мы будем узнавать в этюдах современных людей.
читать

Валёры
Слово «валер» встречается в справочной литературе в разных значениях. Мы будем называть валером изменение локального цвета под влиянием свето-воздушной среды. Локальным называют цвет, постоянно присущий предмету независимо от его.
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Акварельная живопись
1.  В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/sozertcatel_nost_iskusstva_dz.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/sozertcatel_nost_iskusstva_dz.html on line 115