главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Средневековое искусство: В мире символов

    «Видимые формы, созерцаемые либо в природе, либо в святейших таинствах божественного писания, не ради них самих созданы... но являются образами незримой красоты». (Иоанн Скот Эригена)
    Памятники искусства — своеобразные документы мыслей, верований и надежд людей Средневековья. Но расшифровать их «тайный язык», забытый уже и XVI в., проникнуть в их глубинный и многозначный смысл удалось сравнительно недавно.
    Для рационалистически настроенных умов средневековое искусство долгое время оставалось книгой за семью печатями. Только в прошлом веке начинают осознавать, что к нему нельзя подходить с мерками человека нового времени. То, что спустя столетия кажется темным, люди XII м., культура которых была преимущественно теологической, прекрасно понимали.
    
    Вера пронизывала всю человеческую жизнь, можно сказать, что она являлась самой жизнью. Сквозь призму религиозного сознания и нужно рассматривать искусство той эпохи, располагавшее к созерцанию, глубокому размышлению и молитве. «Наша душа совсем не похожа на душу бургундца 1200 года.
    Романские и готические храмы говорят нам... совсем другое, чем то, что они говорили варварам» (Стендаль). «Таинственность» средневекового зодчества привлекала писателей-романтиков. «Каждая форма, даже уродливая, таит в себе смысл, делающий ее неприкосновенной» (Виктор Гюго).
    Великие писатели Франции, заново открывавшие средневековое искусство, почти преодолели распространенное среди гуманистов Возрождения и просветителей XVIII в. мнение о его «уродливости» — результате «примитивной степени развития» (отсюда термин «готический» — синоним «варварского»). Но и впоследствии при оценке художественных явлений Средневековья — особого этапа мировой цивилизации — ошибочно применяли критерии античной эстетики, главным из которых было «подражание природе» (Аристотель). Потребовались усилия нескольких поколений исследователей, чтобы доказать антиисторизм такого подхода. В Средние века господствовало иное мировоззрение, чем во времена Фидия или Леонардо да Винчи, следовательно, иное понимание задач искусства и сущности его красоты.
    Современный писатель гораздо глубже, чем авторы прошлого века, рисует сложный внутренний мир человека Средневековья. Он соизмеряет устремленный ввысь готический собор, эту «нереальную реальность», с его духовным обликом, и храм как бы «беседует» с этим человеком, обращаясь к его уму и сердцу:
    «Собор предстал передо мной в образе человека, возносящего молитву. А изнутри он был великолепной книгой, в которой начертано наставление для этого человека...
    как бы слился воедино с мудрыми и святыми... или нет — со святыми и мудрыми строителями... Мне стал понятен их тайный язык, такой ясный, видимый всякому, имеющему глаза, чтобы видеть. В тот миг Его поучение о небе и аде лежало передо мной...» (Уильям Голдинг, «Шпиль»).
    
    Какой этот язык? Чтобы оценить его красноречие, нельзя брать за основу образ мышления и художественные критерии современного человека. Попытаться посмотреть на мир глазами мастера XII в. нам помогут сочинения христианских апологетов и докторов богословия — лучшие проводники в сложном и разветвленном мире символов.
    Доминирующая черта средневековой идеологии — расщепление Вселенной на две половины: мир видимый, воспринимаемый нашими чувствами, и мир потусторонний, идеальный, духовный. В идеальном видели вечные, благие начала, а мир «греховной» материи представляли чем-то производным и второстепенным. Бог как высший представитель метафизического мира относился к природе, как господин к рабу, как вечность к мгновению.
    Христианские авторы всячески воспевали преимущества идеальной сущности. «Ангельский доктор» Фома Аквинский учил, что и люди, воспоминание о которых сохранила история, и сама природа имеют ценность только в том случае, если способствуют познанию спасительных истин божественного откровения.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
10*5=


Другие статьи из раздела:

Романское искусство. Статуи Шартрского собора
В романской пластике нас часто поражают ее возвышенная суровость и драматизм. Спиритуализм мировоззрения вел к предельной эмоциональной выразительности, одухотворенности искусства. В романской пластике и живописи нас поражает ее страстное внутреннее напряжение и мятущийся дух. Резкие контрасты светотени. ...
читать

Развитие романского искусства
Искусство Средневековья не являлось чем-то застывшим в раз и навсегда установленных формах. Напротив. Оно эволюционировало: каждый его памятник по–своему неповторим. Появлялись новые сюжеты, старые отмирали или подвергались переработке. Традиционализм сочетался с разработкой актуальных тем и новых стилистических...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/srednevekovoe_iskusstvo_v_mir.html on line 119

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/srednevekovoe_iskusstvo_v_mir.html on line 119