Степанова В.Ф. родилась в 1894. В 1910 она поступила в Казанскую художественную школу. Там Варвара Федоровна познакомилась с Родченко А.М., который впоследствии стал ее мужем, соратником по искусству. Степанов, не окончив обучение в школе, уехала в столицу. В 1915-17 она работала бухгалтером, машинисткой на фабрике, занимаясь одновременно в студии Юона К.Ф. живописью.  Начало самостоятельного пути Степановой в искусстве совпало с революцией. Она жила в Москве, увлекалась визуальной поэзией (1917-19), слагая из «заумных» строк графические композиции. Варвара Федоровна снабдила в 1919 своими иллюстрациями книгу Крученых Глы-Глы А.Е.. Она служила в Наркопросе в отделе ИЗО (1919-22).  Степанова в 1920-23 сотрудничала с Инхуком, в 1920-25 работала преподавателем в студии ИЗО Академии им. Крупской Н.К.. Степанова постоянно занималась масс-медийным дизайном как художестенный редактор и художница: в журналах «ЛЕФ», «Кинофот», «Новый ЛЕФ», «Современная архитектура», «Советское кино», «Книга и революция», «Смена», «Советская женщина».  В 1933-34 Степанова служила в Партиздате художественным редактором. В 1930-50-х она оформила множество агитационно-политических альбомов (Итоги 1-й пятилетки, Советская авиация, Первая Конная, Совхозы, Московский метрополитен, Двадцать пять лет Казахской ССР).  Ранний творческий рассвет Варвары Федоровны остался анархически-стихийным, причудливо-игровым. Он воплотился в визуальной поэзии, серии графико-живописных композиций (1919-20), в рукодельных плакатах, коллажах. Позднее Степанова увлеклась сценографией, которая сочетала конструктивизм и гротескную поэтику абсурда. Варвара Федоровна также выступила как новатор текстильного дизайна. Она исполнила для 1-й ситценабивной фабрики сто пятьдесят рисунков (1924-25). В своих лучших теоретических выступлениях Степанова отстаивала независимость нового искусства.  В поздний период редакционная деятельность Степановой доминировала над художественной. Варвара Федоровна умерла в 1958 в Москве. .
|
|