главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Свет и тени души человеческой. Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

Свет и тени души человеческой. Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

Свет и тени души человеческой. Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

    Выдающийся голландский живописец и график.
    Равных Рембрандту живописцев на его родине и в его время не было. Недаром всех его современников стали позже, сравнивая с великим мастером, называть «малыми голландцами».
    Рембрандт Харменс ван Рейн родился в городе Лейдене и в четырнадцать лет поступил в Лейденский университет. Однако университетские штудии были вскоре оставлены ради занятий живописью.
    В 1632 году молодой художник перебирается в Амстердам, где сразу же получает выгодный заказ от гильдии хирургов. Заказ был выполнен с блеском («Анатомия доктора Тульпа»), после чего к Рембрандту пришел заслуженный успех.
    Значительную часть творческого наследия Рембрандта составляет искусство портрета. В нем художник добивался не столько внешнего сходства, сколько передачи внутреннего мира персонажа, его светлых и темных сторон. В последние годы Рембрандт уже не получал заказов на портреты, но тем больше правды было в его работах, моделями для которых служили его друзья и родственники («Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса», «Портрет Хендрикье Стоффельс у окна»). В портретах и автопортретах Рембрандт бесконечно ловил скрытую жизнь души в ее радостях и горестях, в расцвете молодых сил и в последние дни старческого угасания. В полотнах на библейские и мифологические сюжеты Рембрандт привносил личностное начало и своеобразие колористики и композиции. Таковы «Даная», «Давид и Ионафан», «Благословение Иакова», «Давид и Урия», «Возвращение блудного сына», «Ассур, Аман и Эсфирь». Велико графическое наследие Рембрандта: рисунки и офорты. Самая знаменитая его работа — «Христос, исцеляющий больных» («Лист в сто гульденов»). Тонким лиризмом дышат графические пейзажи, точно передающие натуру, движение природных стихий («Три дерева»).
    Известный французский живописец Эжен Делакруа емко определил значимость творчества Рембрандта: «Правда — самое прекрасное и редкое на свете».
    Винсент Ван Гог в своих письмах к брату искренне восхищался Рембрандтом: «Эта нежность во взгляде, которую мы видим в «Путешествии в Эм-маус» или «Еврейской невесте»... Эта нежность, в которой таится боль, это полуоткрытое и бесконечное, сверхчеловеческое, которое, однако, в то же время кажется таким естественным...»
    Наследие Рембрандта составляет около шестисот картин, двести пятьдесят офортов, тысячу пятьдесят рисунков.
    «Даная» (1636). Художник не раз возвращался к этому произведению. Начав полотно в 30-е годы, Рембрандт вернулся к нему спустя десять лет, насытив его теплым свечением золотистых красок различных оттенков.
    Картина написана по мотивам древнегреческого мифа. Дочь аргосского царя Даная была заключена отцом в медной башне, так как тому предсказали, что он погибнет от руки внука. Бог Зевс был очарован красотой девушки и проник в башню в виде золотого дождя. К этому сюжету обращалось множество художников. Так, «Даная» Тициана полна чувственной неги, ее тело и запрокинутое лицо выражают упоение неведомыми ей ранее ощущениями. «Даная» Рембрандта целомудренна и одухотворенна. Рембрандт писал греческую царевну со своей жены Саскии. В первом варианте красавица была увешана драгоценностями. После многих доработок на обнаженной фигуре Данаи остались только браслеты на руках. Плавный жест руки, удивленное и обрадованное лицо, вся фигура, сотканная из мягких теней и ласкающего света, тянутся к неимоверному чуду — свету, несущему любовь. По свидетельству современников, Рембрандт первоначально написал золотой дождь в виде драгоценных капель. В окончательной версии золотой дождь — нежный и обволакивающий поток света, который ласковыми касаниями заставляет звучать нагое тело Данаи.
    Глазам современника тело Данаи может показаться грузным и совсем неграциозным, но стоит отвлечься от образа современной фотомодели и довериться голосу света и шепоту полупрозрачных теней, как становится внятной поэтичность этой великой картины.
    Рембрандт чрезвычайно высоко ценил свою «Данаю» — настолько, что выкупил ее у заказчика. Картина переходила от владельца к владельцу, пока в 1772 году не была куплена для Эрмитажа.
    В 1985 году произошла страшная трагедия: какой-то маньяк набросился на картину с ножом да вдобавок облил ее кислотой. Красочный слой и полотно сильно пострадали, однако реставраторы все-таки сумели вернуть картину ценителям искусства. В 1997 году «Даная» вновь была возвращена в Эрмитаж.
    «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). Картина написана в период безоглядного счастья. Художник изобразил себя в виде беспечного гуляки, богато разодетого, поднимающего высокий бокал с янтарным вином. Наряды влюбленной пары живописны и театральны — в 1635 году, когда была создана картина, так уже не одевались, костюмы взяты из богатой коллекции Рембрандта. «Автопортрет с Саскией на коленях» преисполнен радости жизни. Движение передано так естественно, что прочитывается простой сюжет: только что пара была занята трапезой и любовной беседой и — словно на стук открывающейся двери — обернулась на взгляд зрителя. Мужчина весел и горд — собой и своей возлюбленной, женщина несколько смущена — уста ее пытаются сдержать улыбку, а во взгляде — притворная суровость.
    В праздничности картины присутствует некая сатира, определенный вызов — и в насыщенном колорите картины, и в том, что на нос гуляки откровенно положен красный тон, и в позах, далеких от благопристойности. Биографы замечают, что автопортрет с женой мог служить своеобразной «дразнилкой» для родственников Саскии, которые не хотели мириться с ее брачным выбором.
    Но прежде всего эта картина — живописный гимн человеческому счастью, любви, избытку сил и неукротимой энергии.
    «Возвращение блудного сына» (1668-1669). в основе картины лежит известная евангельская притча. После долгих скитаний сын, растративший отцовские деньги, возвращается в родной дом. Покинутый отец не предается гневу, он принимает сына с прощением и сочувствием. К этой теме художник обращался неоднократно в своих рисунках и офортах. В первоначальных сюжетах сын бурно выражает свое раскаяние, в жестах отца проявляется властность и назидательность. С годами художник все далее отходит от нравоучительности. В последнем варианте старик отец кажется почти слепым, его руки ощупывающим и принимающим жестом возложены на плечи сына. Сын опустился на колени и приник головой к отцу. Золотой свет одинаково сияет и на богатых одеждах отца, и на лохмотьях блудного чада, замыкая две эти фигуры кольцом душевной близости и родства. Тихая радость обретения не только друг друга, но какого-то высшего смысла объединяет старика и настрадавшегося в скитаниях юношу. Три фигуры домочадцев или соседей выступают из тьмы, являясь безмолвными свидетелями высшего чуда — чуда прощения.
    Великолепна по своей простоте и убедительности говорящая деталь: натруженные ступни сына. Обувь развалилась. Оторвавшаяся подошва обнажает грубую кожу пяток. Присутствует некая живописная рифма: обнимающие руки отца и ступни сына, которые сначала увели его от родного дома, а потом привели обратно.
В утешение — а не на страх —
Создавалась такая картина.
«Возвращение блудного сына»
Ты повесь у кровати в ногах.

Будешь видеть теперь, засыпая,
Как судьба ни кромсай, ни крои —
Есть на свете обитель такая,
Где ты сложишь обиды свои.
                            Наталья Хаткина

 


Последние статьи нашего сайта

Картины Сезанна, Дега, Гогена и Ренуара из коллекции Амбруаза Воллара, спасенные от нацистов в 1939 году, будут проданы на аукционе 
Аукционный дом Sotheby's выставит на торги в Лондоне и Париже картины крупнейших французских художников XX века из коллекции знаменитого французского коллекционера и мецената начала века Амбруаза Воллара. Картины Сезанна, Дега, Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо и других известных художников впервые увидели свет после того, как 70 лет назад были спасены от нацистов помощником коллекционера, хорватским евреем Эрихом Шломовичем.
  читать

Нью-Йоркский Метрополитен Музей впервые открывает публике полную коллекцию хранящихся здесь работ Пабло Пикассо 
Нью-йоркский музей Метрополитен в апреле впервые открывает публике полную коллекцию хранящихся здесь работ Пабло Пикассо, многие из которых были неизвестны или принадлежность которых кисти знаменитого испанца не была подтверждена - до сих пор такие работы хранились в запасниках, сообщает корреспондент РИА Новости.
  читать 


Коллекция икон стоимостью в $30 млн исчезла из музея "Царицыно" 
Принадлежавшая известному собирателю старины Михаилу Де Буару (Елизаветину) частная коллекция икон, стоимость которой оценивается в 30 миллионов долларов, исчезла из Государственного музея-заповедника "Царицыно", где находилась на хранении.  
  читать 

Московская биеннале наградила африканского художника премией, которую лучше не получать 
Художник из Бенина - Ромуальд Азуме стал лауреатом премии Московской биеннале современного искусства, сообщил журналистам в четверг придумавший премию московский художник-концептуалист Юрий Альберт.
  читать 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005