Светотень геометрических тел |
Таким образом, опыт выдающихся художников реалистического искусства подтверждает, что тональное изображение основывается на законе построения в рисунке светлотных отношений, пропорциональных зрительному образу натуры. Причем передавать разницу между светом и тенью, между светлыми и темными предметами на бумаге иногда невозможно, да это и не нужно. Правдивость изображения достигается не абсолютными отношениями светлот, а пропорциональными тоновыми отношениями, при которых различия в светлоте предметов на рисунке передаются в определенном тоновом масштабе подобно тому, как передаются в уменьшенном масштабе пропорции предмета. И в том и в другом случае правдивость изображения сохраняется потому, что наше восприятие основывается не на абсолютных размерах предметов, не на действительной, абсолютной светлоте, а лишь на их пропорциональных натуре отношениях. Упражнения 1. Нарисуйте гипсовые предметы: конус, шар и куб с натуры при боковом освещении, передайте их светотень. 2. Нарисуйте постановку из 2 — 3 предметов домашнего обихода, близких по форме к геометрическим телам, передав их светотень и тональные отношения. 3. В изображении интерьера постарайтесь не только правильно построить перспективу комнаты, стен, пола, потолка, дверей, окон, предметов обстановки, но и увязать их в тональном отношении. При пространственном решении интерьера большое значение имеет освещенность комнаты. При изображении дома сначала рисуют общую форму дома, основные его пропорции, а затем уже окна, двери и другие детали здания. В архитектуре такие главные и второстепенные части называют несущими и несомыми. По аналогии с архитектурными сооружениями у всякого предмета также можно найти главные и второстепенные части. У книги несущими будут обложка и корешок, несомыми — рисунок и текст на обложке; у листа дерева несущим элементом можно считать всю его пластину, несомыми — черенок и жилки. Прежде чем изобразить листья, отмечают их общую форму, пропорции, а затем расположение жилок: угловое, параллельное и т. д. Общее нужно видеть в строении, в движении, в пропорциях и тоне. При рисовании табурета с натуры прежде всего надо обобщить его сложную форму. Для этого нужно мысленно представить себе табурет как бы обтянутым марлей. В таком виде он будет напоминать призму. Наметив пропорции призмы, начинаем постепенно пристраивать ножки, места прикрепления перекладин, сиденье и т. д. Если же начать рисование табурета с передачи деталей, с изображения одной ножки, потом другой, третьей, то в конечном итоге предмет не будет верно построен: неправильно будут переданы общие пропорции и перспективное построение. Рисуя голову, вначале надо нанести на холст или бумагу набросочный ее контур. Далее, не останавливаясь на подробностях, наметить основные поверхности головы, определяющие конструкцию в целом. Изображение фигуры также начинаем с обобщенного наброска. Легкими штрихами намечаем движение фигуры, определяем соотношения отдельных частей, показываем, высока фигура или низка, толста или тонка, сутула или стройна. Далее обобщенно намечаем поверхности основных объемов. Рисуя дерево, надо начинать с общей формы всего дерева в виде многоугольного контура. Затем уже в этом контуре необходимо располагать детали: ствол, крупные ветви и т. д. Выполняя светотеневое решение формы, тоже следует идти от общего к частному, то есть сначала найти и проложить светотеневые отношения основных частей предмета. Намечается общая форма предметов, но попутно покрываются тоном те их части, которые находятся в тени. Наметив призму табурета или книги, сразу же легко заштриховывают ее затененную часть, а в дальнейшем, уточняя форму, наносят тени отдельных деталей. Прокладка общей светотени на данном этапе рисования помогает правильно определять пропорции. Светлое, белое всегда кажется больше темного. Заполняя объем светотенью, можно избежать ошибки в размерах. При моделировании светотенью объемной формы каждого отдельного предмета необходимо прежде всего выдержать правильные отношения между основными градациями света и тени: между бликом, светом, полутенью, тенью. Если их отношения взять неверно, то предметы не будут выглядеть объемными и материальными. При этом ни одна часть рисунка, ни одна деталь не должна иметь самостоятельного значения — все должно подчиняться общему и по своим размерам, и по тону, и по рельефу.
|
Другие статьи из раздела:
Проработка формыЧтобы полнее разобраться в красочном разнообразии объемной формы предмета и всей натурной постановки в целом, надо помнить, что в силу смежного контраста рядом с теплыми оттенками глаз человека видит холодные, один цвет вызывает ощущение другого, дополнительного к нему цвета. В результате этого холодным тонам в...
читать
|
Натюрморт Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать
|
Известные художники
Тициан (ок. 1488-1576)
Рожденный в скромной семье к северу от Венеции, Тициан не имел себе равных при жизни, и с тех пор его слава не пошатнулась. Он был крайне проницательным и благодаря своей мудрости (а также редкому везению) весьма преуспел, подружившись с самыми...
читать |
Рейнолдс (1723-1792)
Истинный профессионал во всех смыслах этого слова, Рейнолдс был талантливым художником и человеком, принадлежавшим высшему свету, при этом он хорошо разбирался в тонкостях и конъюнктуре рынка. Он родился в бедной семье, но получил хорошее...
читать |
Ван Гог (1853-1890)
Родившийся в Голландии в семье пастора-евангелиста Винсент Ван Гог был чувственным, умным и страстным человеком. Однако история его жизни — это история отверженного. Начав работать в компании своего дяди, занимающегося торговлей картинами, он...
читать |
|
|
ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ |
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать
Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать |
Реклама на сайте |
. |
Партнеры и партнерские ссылки |
. |
|