Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является передача их взаимных тональных отношений. В художественной практике тон характеризуется в большинстве случаев светлотой передаваемых цветов. Причем понятие тона несовместимо с понятием «сырой» краски, нанесенной на холст без установления отношений между светлотами, без учета цветового окружения. И. И. Левитан так говорил об одном из передвижников: «Кричит краска, кричит. Тон может звучать, но не краска, в природе нет краски, а есть тон». (Здесь не рассматривается цветовой тон — одно из качеств цвета.) Б. В. Иогансон приводил следующее определение тона, данное К. А. Коровиным: «Тон получается в результате верно взятых цветовых отношений...». Только если художник добился подобия тональных отношений в натуре и в рисунке, происходит правдивое восприятие и узнавание не только реальных форм предметов, но и многих других жизненных впечатлений и наблюдений, которые остаются на «полках» нашей памяти: состояние освещенности, материальное разнообразие предметов, их различия по тону и цвету. Поэтому светлота предметов и связанная с ними материальность воспринимаются нашим сознанием в их реальных качествах только в том случае, если на рисунке сохраняется подобие светлотных различий предметов натурной постановки. Приведем примеры. В течение дня освещенность сильно меняется, но при всех этих условиях воспринимаемая светлота определенной поверхности кажется практически неизменной. Лист бумаги мы видим белым и в полдень, и вечером, при ясном и при облачном небе или при меньшем и большем удалении от окна. Если установить в нейтральном окружении три диска: белый, серый и черный — и направлять на них сильный или слабый свет, мы будем видеть их ахроматические цвета без изменений. Но попробуем осветить более сильным светом только серый диск, и его невозможно отличить от белого. Это происходит потому, что действительная светлота любого предмета правдиво воспринимается независимо от изменившегося освещения, если только увеличение или уменьшение силы света было одинаковым одновременно для всех обозреваемых предметов. Другими словами, можно увеличивать или уменьшать силу освещенности поверхностей — правдивое их восприятие не изменится, если при этом будут сохранены их пропорциональные тоновые отношения. Таким образом, наши зрительные впечатления определяются отношениями яркостей. Эта закономерность психологии и физиологии зрительного восприятия требует особого подхода к выполнению тонального рисунка. Правдивость тональной характеристики предметов сохраняется на изобразительной плоскости, если их светлотные различия изображены в пропорциональных видимой натуре отношениях. Говоря о задаче тоновых отношений, К. А. Коровин советовал: «При составлении цвета смотреть, что светлее, что темнее. Когда цвет не похож и в случае желания сделать его похожим, надо смотреть, насколько он темен или светел по отношению к другим цветам в картине». Советский художник Ф. Богородский об этой же задаче говорил так: «...Если мы забудем основной закон реалистической живописи, имеющий в виду нахождение в объекте, подлежащем изображению, моментов светосилы, то нам не удастся показать на плоскости холста пространственность, плановость и т. д. Реалист не раскрашивает, а пишет, то есть ищет тоновые отношения, не теряя впечатления целого. Например, он видит голубую вазу, но прежде чем делать ее голубого цвета, определяет, насколько эта голубая ваза темнее или светлее, скажем, розовой стены, па фоне которой она изображается».
Комментарии к статье :
Имя: яна
Город: москва
Комментарий: не очень
Имя: алексей
Город: москва
Комментарий: говно
Другие статьи из раздела:
Пейзаж Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и... читать
Изображение фигуры человека Прежде чем приступить к живописи фигуры человека, надо хорошо освоить тоновый рисунок, уметь изображать форму конструктивно, учитывая общий объем и цельность большой формы, на которой располагаются более мелкие объемные детали. читать
Известные художники
Тициан (ок. 1488-1576) Рожденный в скромной семье к северу от Венеции, Тициан не имел себе равных при жизни, и с тех пор его слава не пошатнулась. Он был крайне проницательным и благодаря своей мудрости (а также редкому везению) весьма преуспел, подружившись с самыми... читать
Рейнолдс (1723-1792) Истинный профессионал во всех смыслах этого слова, Рейнолдс был талантливым художником и человеком, принадлежавшим высшему свету, при этом он хорошо разбирался в тонкостях и конъюнктуре рынка. Он родился в бедной семье, но получил хорошее... читать
Ван Гог (1853-1890) Родившийся в Голландии в семье пастора-евангелиста Винсент Ван Гог был чувственным, умным и страстным человеком. Однако история его жизни — это история отверженного. Начав работать в компании своего дяди, занимающегося торговлей картинами, он... читать
Натюрморт Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка... читать
Пейзаж Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и... читать
Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/tonal_nie_otnosheniya_x_.html on line 110
Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/tonal_nie_otnosheniya_x_.html on line 110