главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Традиция монохромного пейзажа. Го Си

    Го Си (XI в.) понимает «сущность» природы, постижение которой является главной целью творчества, как бесконечное разнообразие явлений природы: смена времен года и времени дня, перемена освещения, движение воздуха и тумана, дождливая или ветреная погода. «Воздух в природе, — читаем в трактате, — различен в разное время года: весной — светлый и прозрачный, летом — густой и пахучий, осенью — разреженный и хрупкий, зимой — мрачный и темный».
    
    Все рассуждения Го Си о природе, будь то характер ландшафта, географические наблюдения или особенности пейзажа в разное время года, сводятся к утверждению разнообразия природных форм, непостоянства состояний. Исходя из наблюдений природы, Го Си предлагает больше ста сюжетов и подразделяет их на темы весны, лета, осени, зимы, рассвета, заката, например «летние горы — прояснение после дождя», «ветер и дождь в горах», «утренняя прогулка»; «вихрь и ливень»; «плотная дымка и вечерняя мгла в летних горах». Среди всех перечисляемых Го Си сюжетов можно выделить изображение тумана, облаков, дымок, т. е. подвижных, порой неуловимых состояний природы.
    
    Хань Чжо, автор трактата XII в., находившийся под сильным влиянием Го Си, также говорит о пейзаже с точки зрения изменений, которые в нем происходят в зависимости от сезона. В главе, посвященной обликам, дымке и туманам, дождю и ветру, Хань Чжо пишет, что только переменчивость, неуловимость можно передать «истинное дыхание четырех сезонов, удивительные принципы творящих превращений цзяо-хуа».
    Всеобщий, философский смысл «цзаохуа», блестяще раскрытый акад. В. М. Алексеевым, который показал, что «цзаохуа» надо понимать как имманентно присущее природе творческое начало, как ее способность к саморазвитию — основному качеству дао.
    В. М. Алексеев приводит цитату из «Хуайнань-цзы» о взаимодействии противоположных сил Инь и Ян: «Обе они (Инь и Ян), сцепляясь, завершаются в гармонию. Это называется спором без слов».
    Чжан Янь-юань понимает живопись как одно из проявлений природы, как синхронное соответствие природе, подчиняющееся тем же великим созидающим силам, которые управляют сменой времен года.
    Так же говорит о своем состоянии юаньский пейзажист Ни Цзань. Для Су Ши и Ни Цзаня творческий акт не имеет ничего общего со спокойной сосредоточенностью, с созерцанием, медитацией, предваряющей творчество. Для них обоих творчество — импульсивный порыв, состояние опьянения, прострации, не контролируемой ни разумом, ни волей.
    Для Го Си непременное душевное спокойствие необходимо для проникновения в сущность «цзин» явления или для постижения «ли» объекта и для дальнейшего воплощения этой сущности в совершенной форме, воплощения, которое не встречает никаких технических трудностей «когда кисть движется легко».
    Су Ши и художники «вэньжэнь» интересуются не столько «сущностью» явления и формой ее воплощения, сколько необходимостью быстрого и непосредственного, ничем не скованного осуществления творческого порыва, конечной целью которого и является их собственное самовыражение.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
35*2=


Другие статьи из раздела:

Великие мастера пейзажа древнего Китая
Свитки танских художников отличает подробное описание увиденного, выполненное в линейной манере монохромной тушью у Ий Вэя, цветом — у Ли Сы-сюня с внимательным отношением к деталям.
читать

Живопись Древнего Китая эпохи Сун
Дидактический смысл живописи в конфуцианском Китае далеко не маловажен. Кроме того, многие китайские императоры сами были художниками или меценатами, что, безусловно, было одной из причин организации Академии и наложило определенный отпечаток на се структуру.
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Акварельная живопись
1.  В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/traditciya_monohromnogo_peiza.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/traditciya_monohromnogo_peiza.html on line 115