главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Трактовка женского образа в портретах Рокотова

    Особое место в творчестве художника 1780-х годов отведено справедливо прославленному «Портрету В. Е. Новосильцовой» (1780):
    «Портрет В. Е. Новосильцовой» принадлежит к циклу овальных портретов, которые Рокотов писал во множестве в конце 1770-х и в 1780-х годах. Новосильцова представлена в похожем на пеньюар, легком, отделанном кружевами белом платье с широкими рукавами и небрежно завязанным голубым бантом на груди. Поза совершенно спокойна. Весь трепет жизни сосредоточен в лице, изображая которое художник всюду сглаживает границы объемной формы, достигая этим необычайной мягкости лепки и создавая впечатление изменчивости выражения. Новосильцовой было всего двадцать лет, когда ее писал Рокотов.
    Художник придал этой молодой провинциалке почти пугающий всеведающий взгляд, холодную улыбку. В портрете поражает богатство психологических оттенков. В образе молодой женщины есть и холодная насмешливость и затаенная грусть, и самоуверенность и внимание к окружающему. Но главным в этом образе является, безусловно, глубина и сложность внутреннего мира изображенной. Рокотов запечатлел образ женщины, способной к самостоятельному суждению о мире и людях. В этом заключается новизна трактовки женского образа в портретах Рокотова.
    По характеру образа к портрету Новосильцовой близок портрет Е. В. Санти (1785), отличающийся особенной красотой колорита, построенного на сочетании зеленого, розового и желтого. Интересно отметить появление в портрете Е. В. Санти букета из желтых полевых цветов, приколотого к платью на груди. Этот полевой букет вместе с пышной розой в высокой прическе является данью увлечению природой, характерному для сентиментализма.
    
    При всем сходстве женских портретов, написанных Рокотовым в 1780-х годах, внимательно всматриваясь в эти изображения, можно убедиться, что в каждом портрете есть нюансы, отличающие его от других. Так, например, черты мягкой женственности и внутреннего благородства преобладают в «Портрете В. Н. Суровцевой», который вместе с парным к нему «Портретом Суровцева» (инициалы его неизвестны) принадлежит к лучшим портретам Рокотова второй половины 1780-х годов. «Портрет В. Н. Суровцевой» весь выдержан с серебристых пепельно-серых с легкими зеленоватыми тенями красках. Эту монотонность нарушают только деликатно сгармонированные с основным тоном розоватые оттенки нежных лепестков распустившейся розы, приколотой на груди, и фисташковые шелковые ленты, украшающие платье. Дымчато-серый колорит придает образу Суровцевой воздушность, почти бесплотность. Но во всем облике Суровцевой ощущается чувство собственного достоинства, глубина чувств. Лицо этой некрасивой молодой женщины с неправильными чертами исполнено обаяния, мягкости, даже нежности. Эта мягкость воспринимается как умудренность глубокой натуры, приобретенная за счет колебаний и страданий, ценой душевной усталости.
    
    С портретами Рокотова в русском искусстве впервые явился женский образ, исполненный одновременно женственной прелести и сознания своего человеческого достоинства, мягкости, даже кротости (портрет Суровцевой) и большой внутренней силы и стойкости. В женщинах, запечатленных Рокотовым, ощущается глубокая внутренняя жизнь и сознание ими права на эту духовную жизнь — права мыслить и чувствовать. Рокотов «открывает» новый, нарождавшийся тогда в русском обществе тип женщины. Глядя на портреты, подобные «Портрету В. Н. Суровцевой», можно представить себе таких женщин конца XVIII века, как А. Ф. Лабзина — верный друг и помощник своего мужа, можно понять и личность Е. В. Рубановской, достойной подруги А. Н. Радищева, автора «Путешествия из Петербурга в Москву», продавшей все свои драгоценности, чтобы избавить его от пыток екатерининского «кнутобойцы» Шешковского, а затем последовавшей за ним в Сибирь, предваряя нравственный подвиг жен декабристов.
    Сам коренной москвич, Рокотов написал «всю Москву». Но изображенное им московское общество второй половины XVIII века— это не Москва «богатого, неслужащего боярства, вельмож, оставивших двор», о которой писал Пушкин, а Москва передовой интеллигенции, университетская Москва, в которой била ключом умственная жизнь, Москва, из которой просветителем Новиковым был брошен вызов самодержавному правительству Екатерины II.
    Изображенные Рокотовым москвичи — не хлестовы и тугоуховские, а духовные предки Чацкого, составлявшие ту среду, которая могла воспитать впоследствии декабристов и Герцена.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=


Другие статьи из раздела:

Бартоломео Франческо Растрелли
Крупнейшим скульптором и архитектором в первой половине XVIII в. был Карло Бартоломео Растрелли (1670-1744), итальянец по происхождению, приехавший в Россию из Парижа в 1716 году по контракту на три года, но оставшийся здесь до...
Читать

Лучшие портреты Д. Г. Левицкого 1770—1790-х годов
В «урожайном» в творчестве Левицкого 1773 году ему был заказан Екатериной II цикл портретов воспитанниц покровительствуемого императрицей Смольного института благородных девиц. Левицкий в течение 1773-1776 годов написал семь...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/traktovka_zhenskogo_.html on line 118

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/traktovka_zhenskogo_.html on line 118