главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

"Там чудеса..." Чудесный мир сказки в творчестве русских художников

"Там чудеса..." Чудесный мир сказки в творчестве русских художников

"Там чудеса..." Чудесный мир сказки в творчестве русских художников
    Хочешь вообразить себя соавтором художника-сказочника, оживить образы русского фольклора: сказок, былин, песен, загадок? Тогда отправляйся на встречу с картинами Виктора Васнецова и Михаила Врубеля. Именно Васнецов не умом, а сердцем почувствовал: для того чтобы окрепло русское национальное самосознание, нужны не только труды по истории и этнографии Древней Руси. Должна обязательно появиться и живопись, близкая по образам к тому, как "сам народ мыслит и понимает свое прошлое". Поэтому в конце XIX века в изобразительном искусстве удалось создать стиль, названный словом "неорусский".
    Первой работой, в которой Васнецов заявил о возникновении нового фольклорно-сказочного жанра, стала картина "Витязь на распутье'" (1882. ГРМ). Рассмотри это полотно и попытайся прочитать надпись на камне, возникающем на пути богатыря: "Как прямо схати. живу не бына. Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному". Силуэт витязя и упрямо опущенная голова коня говорят о том, что витязь "пораздумался", но не испугался. Найди в картине предостережение витязю. которое художник дает через "устрашающие" детали и "говорящий" колорит. А "цвет" коня подскажет тебе, чем окончится это путешествие для богатыря: победой или поражением. Краски картины издали делают ее похожей на чудесный ковер.
    В картине "Иван-Царевич на Сером Волке" (1889, ГТГ) перед тобой словно широко распахивается окно в сказку. И несмотря на то, что до Васнецова никто из русских художников не знал, по каким законам должна строиться картина-сказка, многие стали критиковать эту работу: Серый Волк-де похож на чучело в зоологическом магазине, а сам Царевич с Еленой Прекрасной какие-то "невзаправдашние", как артисты в театре. Защити художника от подобной критики.
    Иван-Царевич обнимает Елену Прекрасную, словно оберегая ее, как свое сокровище. Она и вправду похожа на драгоценность: шапочка-тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, роскошный парчовый халат и золотые башмачки с загнутыми носами. В картине, оказывается, скрывается очень многое, чего не замечает глаз человека обыкновенного!
    Удивительным человеком был художник Васнецов! "Поколдовав" над красками, он мог превратить обыкновенную девочку в сказочную царевну. Взгляни на портрет девочки, которая послужила прообразом для Елены Прекрасной. Это Наташа Мамонтова, чьи прекрасные волосы в сказочной картине превратились в развевающиеся косы красавицы Елены. А сам образ "ненаглядной красы" был навеян художнику обликом старшей дочери Третьякова - Веры.
    Мир сказки открывался Васнецову всюду. Елену Прахову, девушку мечтательную, тонко чувствующую музыку, он изобразил на портрете похожей на Царевну Несмеяну. Кажется, что интерьер, в котором она изображена, напоминает сказочные палаты. Ее отец был историком и археологом, горячо любившим древнерусское искусство.
    А теперь вслушайся в слова старинной народной песни:
    То не ветер ветку клонит,
    Не дубравушка шумит,
    То мое, мое сердечко стонет,
    Как осенний лист дрожит.
    Настроение какой картины она тебе напоминает?
    Конечно, любимой многими "Аленушки" (1881, ГТГ). Но это полотно - не иллюстрация к известной сказке. Придумай свою "живописную" сказку В этом помогут наши вопросы и твои внимательные глаза "сказочника". Для ответа тебе придется внимательно рассмотреть полотно и попробовать "одушевить" природу.
    Следующая картина Васнецова- загадка, вернее, сказочная аллегория сокровищ, спрятанных под землей, но принявших образы царевен. Это "Три царевны подземного царства" (1879, ГТГ). На фоне заката предстают две надменные красавицы: в тени горы, у спуска в подземелье, скромно стоит трегья. Первая царевна слева облачена в златотканную одежду, убор на ее голове кажется отлитым из чистого золота. Наряд второй царевны усыпан самоцветами. Младшая царевна. На ней черное платье, украшенно жемчугом. Но не драгоценности она охраняет. Ее со кровища изображены на переднем плане картины, возили их по Донецкой железной дороге. Строил эт дорогу знаменитый Савва Иванович Мамонтов. Эт< полотно, которое он заказал Васнецову, должно бы ло украшать его кабинет.
    Это путешествие изрядно утомило тебя, но ты сможешь набраться сил при встрече с самыми главными стражами Третьяковской галереи - знаменитыми "Богатырями" (1898, ГТГ). Назвать эту картину сказкой нельзя, хотя она рассказывает о "преданьях старины глубокой". В ней переплелись сказка, былина, история. Сейчас тебе кажется, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович были именно такими: степенный и могучий Илья Муромец, благородный и мудрый Добрыня Никитич, задумчиво-лукавый Алеша Попович. Богатырская застава оберегает покой родной земли. Васнецов хотел, чтобы картина рассказывала не только действием, но и каждой деталью. Следует только почувствовать ее выразительность. Контраст между мощными богатырями и слабыми, беззащитными деревцами поможет тебе ответить на этот вопрос.
    Богатыри - это былинное прошлое, но мастер верил, что будущее нашей Родины не менее славное. Ведь ты и есть это будущее. Пытливо и спокойно смотрит живописец на тебя с "Автопортрета" (1873, ГТГ). Если тебе захочется глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, воспользуйся нашей книгой, как компасом, и отправляйся в его дом-мастерскую. Когда ты поднимешься на второй этаж, в мастерскую худож ника, внимательно рассмотри серию картин, над которой он работал здесь в последние годы жизни. Она называется "Поэма семи сказок", шесть из которых ты увидишь: "Спящая Царевна" (1926), "Царевна-Лягушка" (1901-1918), "Баба Яга" (1901- 1917), "Бо1 Добрыни Никитича с Семиглавым Змеем Горынычем" (1913- 1918), "Кащей Бессмертный" (1917-1926), "Ковер-самолет" (1919-1926). Пестрое узорочье картин этой серии сродни звучности колорита народного искусства. В ярких звонких красках скрывается символика народной философии жизни. Если богатыри на картине Васнецова очень убедительны в своей былинности, то "Богатырь" (1898, ГРМ) Михаила Врубеля ошеломляет своим сверхъестественно-могучим обликом. Преувеличенный объем, "дремучесть" вида делают его похожим на порождение сказочной чащобы, из которой он возникает, чтобы тотчас же, на твоих глазах раствориться в ней. Колорит картины мрачен и драгоценен. Богатырь кажется не столько написанным, сколько изваянным из неведомой горной породы. Чем не Свято-гор, сила которого была столь необъятна, что сама мать-сыра земля с трудом носила его? Где, кроме картины-сказки, художник может воплотить самые фантастические образы? Конечно, в театре, который так любил Михаил Врубель. В картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ) он превращает свою жену певицу Надежду Забелу в сказочное видение. Она изображена на фоне "оживающих" декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", в которой Забела-Врубель исполняла партию Царевны-Лебеди. Перламутрово-лиловый туман оживляет морскую пену прибоя. Справа пена сгущается и чгревращается в легкое серебристо-розовое крыло. А слева как будто каменеет, застывая драгоценными кристаллами чудесного оперения. Неверный свет заката придает ее облику трепетную изменчивость. Блеск глаз Царевны соперничает с переливами драгоценных камней на ее кокошнике. Как не похожи они на самоцветы Васнецова!
    Мерцающие перстни на руках царевны подобны глазам лебедя, а сама рука становится похожей на лебединую шею. Оглянувшись на зрителя, героиня на ваших глазах "оборачивается" Лебедью. Эффекты света, тонкая вибрация мазка Врубеля позволят даже "услышать" пленительный голос певицы.
    Многие сказочные полотна Врубеля пронизаны особой музыкальностью. В его картине "Пан" (1899, ГТГ) древнегреческий бог лесов и покровитель пастухов скорее похож на лешего из русской сказки. В неверном свете месяца фигура козлоногого Пана появляется из-за замшелого пня. Его голубые простодушные и мудрые глаза отливают такой же синевой как и гладь речки, и трогательные незабудки на переднем плане. Кажется Пан прислушивается к чему-то. Может быть к шелесту тростника на берегу, в котором ему чудится голос его возлюбленной нимфы Сиринги? Когда-то в паническом страхе она бросилась бежать от морщинистого, заросшего шерстью Пана, решившегося рассказать ей о своей любви. Отсюда и произошло известное тебе слово "паника".
    Сиринга обратилась с мольбой к богам и была превращена в тростник. Из этого тростника ее безутешный воздыхатель сделал флейту, которую ты видишь в его правой руке. С тех пор этот музыкальный инструмент стал называться "флейтой Пана", а имя его возлюбленной в переводе с греческого означает "свирель".
    И "Царевна-Лебедь" и "Пан" находятся в Третьяковской галерее в особом зале, который называется "залом Врубеля".

 

 

Загадка двух Ван Дейков разрешиласьЗагадка двух Ван Дейков разрешилась

Между 1618 и 1621 годами в антверпенской мастерской знаменитого фламандского художника Антониса Ван Дейка (Antoon van Dyck) были созданы два холста, ставшие предметом многолетнего профессионального спора аж через три с лишним столетия после своего появления на свет. Мало того что их объединяет название — «Святой Иероним с ангелом», так они еще и похожи друг на друга как две капли воды.
Читать статью

Тайна смерти Караваджо, возможно, будет раскрыта
Тайна смерти Караваджо, возможно, будет раскрыта
Живописец скончался в 1610 году, в возрасте 38 лет. Что послужило причиной его смерти, доподлинно не известно. Одна из самых популярных гипотез гласит, что Караваджо убили — возможно, по религиозным мотивам. Многие ученые, впрочем, утверждают, что он умер от болезни. В 2001 году исследователь по имени Джузеппе Ла Фаучи (Giuseppe La Fauci) обнаружил черновик записи о смерти Караваджо, где говорилось, что художник скончался в больнице тосканского городка Порто Эрколе. По мнению Ла Фаучи, живописца убил тиф.
Читать статью

 


СТАТЬИ

Галерея Тейт купила восемь гравюр Уильяма Блейка 
Венеция просит у Лувра шедевр Веронезе 
«Потерянных архивов» Фриды Кало становится больше 
Украденный в 1981 году эстамп Писсарро вернется во Францию 
В Вашингтоне найдена гравюра с подписью «Рембрандт» 
Ван Гог: новый штрих к портрету? 
Самый большой в мире рисунок 
Опубликованы письма Жоана Миро 
В Мексике построят музей майя 
Большая тайна «Маленького лучника» 
«Непристойные» карикатуры переехали в музей 
Разруганные критиками картины Херста приносят миллионы 
Итальянские ученые воссоздали «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи 
В испанской библиотеке обнаружены 13 гравюр Пикассо 
Два ценных артефакта возвращаются в Италию 
Тайна смерти Караваджо, возможно, будет раскрыта 



НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005