главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Будни и праздники. Бытовая картина

Будни и праздники. Бытовая картина

Будни и праздники. Бытовая картина
    Задумывался ли ты, что все многообразие жизни человека, все ее радости и печали, вся неповторимость человеческих судеб сводятся к немногим событиям, таким как рождение и смерть, труд и отдых, материнство и трапеза, праздники и будни? Именно об этом рассказывают художники, когда пишут бытовые картины.
    Во все времена значительные события из жизни людей - сватовство, венчание, свадьба - интересовали художников. Картина Михаила Шибанова "Празднество свадебного договора" (1777, ГТГ) поможет заглянуть в старину, но это не историческая картина, а бытовая, - она показывает жизнь современников художника. Было это более двухсот лет тому назад. Для того чтобы назначить день свадьбы, отцы жениха и невесты договаривались об этом торжестве и подписывали свадебный договор. Красота национальных костюмов, нежность жениха - все это бросается в глаза. Перед нами одна из первых в России картин, где художник обращается к сцене из крестьянской жизни. А авторская надпись на оборотной стороне холста гласит, что это "...картина, представляющая суздальской провинции крестьян празднество свадебного договора. Писал в той же провинции в селе Татарове в 1777 году Михаил Шибанов Из села перенесемся в большой город - Петербург или Парна, к мастерскую художника: живописец" (вторая половина 1760-х годов), Работа у юного художника длительная, позирующая девочка устала, и мама ласково журит ее. Мольберт на котором укреплен холст, этюдник с красками, жащий на полу, кисти в руках живописца - все это атрибуты искусства. А одежда героев картины Фирсова подскажет тебе, что они жили более двух сот лет тому назад, во второй половине XVIII века.
    Картина Алексея Венецианова "На пашне" (первая половина 1820-х годов, ГТГ) загадочна. Разве женщина может быть выше лошади? Почему отправляясь на такую пыльную и тяжелую работу она надела праздничный розовый сарафан? И не следует думать, что художник никогда не был в деревне и не знал особенностей той жизни, которую изображал. Венецианову хотелось, чтобы дворяне, будущие зрители его картин, полюбили его героев-крестьян. Вот почему обращаясь к сценам из крестьянской жизни, он выбрал самые красивые, значительные моменты. Время, когда писалась эта картина, ждало от художников новых героев, и Венецианов создавал поэтические образы крестьянской жизни, слегка их идеализируя. Красивую крестьянку он изобразил почти Флорой - богиней цветов, природы, весны, которая, едва касаясь босыми ногами земли, словно парит над ней.
    Снова вернемся в город. В Петербурге живуг многие герои Пата Федотова, такие как на картине "Сватовство майора" (около 1851, ГРМ). А суетливые домашние, смущающаяся невеста и ее решительная мать-купчиха - все приглашают зрителя стать очевидцем данного сватовства. Нарядные платья матери и дочери, накрытый для угощения стол подтверждают, что сватовство - не рядовое событие в жизни этой семьи. Подробный, неторопливый "рассказ" Федотова, масса бытовых деталей, критика нравов, царящих в этой среде, - все говорит о том, что перед нами произведение искусства середины XIX века, принадлежащее к бытовому жанру.
    Казалось бы, самым значительным событием, которым завершается сватовство, должно стать венчание. Молодую девушку выдают замуж за богатого старика. На картине "Неравный брак" (1862. ГТГ). как в театре, предстали перед зрителем главные герои - невеста, жених и священник. Композиционно они образуют треугольник. За этими тремя главными героями второй план - гости церкви. На полотне Василия Нукирева эту роль играет красивый молодой человек, стоящий справа и сопереживающий. Это автопортрет художника, он изобразил себя, чтобы подчеркнуть свое личное от шение к этой драме.
    Уж если венчание стало безрадостно, то каким будет труд? По круто поднимающейся вверх доржке тяжко тащат бочку измученные ребятаа-подмастерья. В картине , "Перова 'Тройка" (1866, ГТГ) преобладает тоскликвый серый цвет: серо-желтая монастырская стена (поднимаются от Трубной площади по бульваров вдоль Рождественского монастыря в Москве). Художнику казалось, что, изображая безрадостную действительность, он обличает существующие порядки. Но критика художниками-передвижниками суровой действительности не могла исправить жизнь. Позднее Перов обратился к изображению скромных радостей простых людей. В жанровой картине "Охотники на привале" (1877, ГРМ) он разделяет со своими персонажами удовольствие от удачной охоты, от привала и дружеской беседы. Непосредственность, наивная увлеченность, проявляющиеся у взрослых людей во время охоты, вызывают искреннюю симпатию.
    Василий Максимов сам происходил из крестьянской семьи и хорошо знал крестьянскую жизнь и сельские обычаи. Перед вами картина "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875. ГТГ) Художник изображает деревенскую избу с красным углом (самым почетным и красивым местом), где под иконами жених и невеста принимают поздравления. Стены украшены нарядными, вышитыми невестой полотенцами. Но в свадебном обряде наступает г за: неприглашенным явился крестьянин, прозв ный колдуном, за которым тянется дурная слава. Они несут утощение, а невесте подсказывают слова, которые следует произнести от сглаза. Юные, поэтичные образы жениха и невесты контрастируют со зловещей фигурой колдуна. Картина напоминает театральную сцену: темные боковые части картины, как кулисы в театре, затемненный передний план, и только герои -жених, невеста и ее отец - выделены ярким светом.
    Среди разных трудов, которыми занят человек, есть и ратная служба. Художник-баталист Верещагин рассказывал о самом тяжком труде на земле -солдатском. Он повидал немало смертей, бывал всюду, где сражались русские воины. Понимая высокую цель своего творчества, Верещагин говорил: "Передо мною, как перед художником, ВОЙНА, и ЕЕ я бью сколько у меня есть сил". Сцену из Русско-турецкой войны на Балканах (1877-1878). парад в честь победы, когда генерал Скобелев на белом коне объезжает войска, художник написал на втором плане картины "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" (ГРМ). На переднем же плане на снегу - убитые, замерзшие -страшное лицо войны...
    Над своими "Бурлаками на Волге" (1873. ГРМ) Илья Репин начал работать, еще когда учился в Академии художеств. Труд людей, которые под изнурительно жарким солнцем тащат по мелководью баржу, показан без прикрас. Зрители увидели на полотне не только каторжный труд, но и могучую силу бурлаков. Бытовая сцена размещена на большом полотне. Чтобы придать картине большую выразительность, Репин поместил бурлаков гораздо ближе друг к другу, чем это могло быть на самом деле. Отказ от мелкого правдоподобия во имя правды искусства -важный творческий прием художника.
    У мастера исторической живописи Сурикова была только одна крупная картина на бытовую тему "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ). Такие снежные городки строили на льду Енисея, на родине Сурикова в Красноярске, на масленичную неделю. Передать удаль всадника, стремящегося разрушить городок молодость нарядных сибирячек, для которых позировали красавицы из знакомых Сурикову семейств, шум и веселье толпы, холод морозного воздуха - задача трудная, но интересная, и художник с ней справился.
    Давай теперь перенесемся в поленовский "Московский дворик" (1878, ГТГ). Как ты думаешь, это полотно - пейзаж или все же бытовая картина? Скромный дворик поведает тебе о жизни не только людей, обитающих в доме слева, но и обо всей патриархальной Москве. Эта жизнь запечатлена в простых занятиях детей, в идущей по двору женщине, в красоте белеющей позади сараев церкви и колокольни. Тишина арбатского переулка, где увидел Поленов небольшой дворик, неторопливость протекающей жизни, более похожей на сельскую, - все отвечает задачам бытовой картины.
    После тишины московского дворика тебя оглушит звуковая разноголосица картины Филиппа Малявина "Вихрь" (1906, ГТГ). Яркая неистовая пляска веселых крестьянок написана сочно и темпераментно. Разметались их красно-оранжевые сарафаны и фартуки, громко и нестройно звучат музыкальные инструменты.

 


Все о Исукстве

В Англии найдена картина Квентина Массейса 
Британские искусствоведы обнаружили в приходской церкви города Брэдфорд-на-Эйвоне, графство Уилтшир, картину фламандского живописца XVI века Квентина Массейса (Quentin Massys). Самое знаменитое произведение этого мастера — полотно «Уродливая герцогиня», послужившее основой для одной из иллюстраций Джона Тенниела (John Tenniel) к «Алисе в Стране Чудес». Сейчас оно выставлено в лондонской Национальной галерее и пользуется большой популярностью у посетителей. 
  Прочитать

Авангард нравится людям больше, если его не объяснять
Существует мнение, что «простому зрителю» не смогут понравиться авангардные или просто необычные произведения искусства, если ему их подробно не растолковать. Но недавние исследования американских психологов показали, что это не так. 
  Прочитать

СТАТЬИ

Картину Пикассо случайно проткнули 
Итальянские ученые хотят эксгумировать Леонардо да Винчи 
Американцу не вернут коллекцию плакатов, отобранную у его отца нацистами 
Судьба картины Камиля Писсарро остается под вопросом 
Наследники Малевича договорились с Фондом Гуггенхайма 
У музея Гетти потребовали вернуть «Атлета из Фано» 
«Поклонение пастухов»: четыре автопортрета Караваджо? 
В Риме показывают редкую роспись Караваджо 
Музей Гетти не хочет возвращать «Атлета из Фано» 
Подтверждена подлинность картины Ван Гога 



НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005