главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Древняя Русь

    Год 988-й вошел в нашу историю как год Крещения Руси. Из далекой Византии пришла на Русь новая вера, вера в единого Бога, который не требовал человеческих жертв. Сын Божий, Иисус Христос, сам обрек себя на жертву и, безвинно распятый на кресте, искупил своей кровью грехи человеческие.
    "Бог есть Свет Миру". Силу этого христианского определения вы ощутите перед древней мозаикой из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве "Дмитрий Солунский" (1108-1113, ГТГ). Сам монастырь был разрушен. Остались лишь фрагменты фресок и мозаик. Фигура святого словно выплывает из золотого мозаичного фона степы. Ты легко сможешь определить, кем был Дмитрий в своей мирской земной жизни, по его атрибутам (копье, меч, щит). Но главным - духовным оружием этого воина была Вера в единого Бога. Твердо, не сгибаясь, стоял он за Веру и претерпел за это от врагов христианства страшные мучения. Вокруг головы Дмитрия - сверкающий нимб (в переводе с латинского - облако). Это частица божественного Света, знак его святости.
    Стены древнерусских соборов украшали не только светоносные мозаики, но и фрески. Рядом с монастыря "Святитель Николай" (конец XII - начало XIII века, ГТГ). Его особенно почитали на Руси, называя Николаем Чудотворцем. Считали "скоропо-мощником" в беде, покровителем "плавающих и путешествующих", в том числе и по "океанам" знаний, то есть - учащихся.
    Но не мозаики и фрески, а икона (что в переводе с греческого означает образ) стала повседневно связывать жизнь верующего христианина с Богом. Молитва перед иконой - это разговор человека со Всевышним. Икона дает зримое изображение незримого, духовного в особой
    Писались иконы особой краской, которую иконописцы готовили сами. Она называется темперой. Взгляни на самую древнюю и драгоценную святыню нашей иконописи "Богоматерь Владимирскую" (первая треть XII века, ГТГ). Мария нежно "милует", ласкает свое дитя - маленького Иисуса. Такой тип изображения называется трепетным русским словом "умиление". Скорбным взглядом Богоматерь "обнимает" весь мир с его прошлым и будущим. Она смотрит на нас с тобой и на Младенца. Марии было предсказано, что она увидит его страшную казнь и страдать будет так, "как будто меч пронзит ее сердце". Зная это, она несет его как Спасителя, как великий дар всем и каждому уверовавшему в него. Одну из множества тайн этой иконы ты можешь разгадать, взглянув на ее оборот. Оказывается, еще в XII веке "Богоматерь Владимирская" стала двусторонней иконой. На обороте запечатлено то невидимое, что проходит перед взором Марии, размышляющей о судьбе своего сына. Ты узнаешь и орудия Страстей, и Евангелие -часть Библии, в которой описана земная жизнь Христа. Белый голубь - это символ Святого Духа. А престол, на котором стоит крест, - прообраз престола уготованного, воссев на который, Христос будет судить всех на Страшном Суде. Название этой иконы - "Престол и орудия Страстей" (началоXVвека (?),ГТГ) Очень поэтичное название носит древнейшая икона из Русского музея "Ангел Златые Власы" (XII век). Это архангел Гавриил - божественный вестник, призванный раскрывать верующим смысл пророческих видений. Взор его завораживает бездонной глубиной. Огромные печальные глаза занимают почти половину лика. О таком взгляде говорят: "Во многом знании - много печали". Эти глаза "не отпускают" молящегося во время молитвы, дарят ему успокоение и чувство защищенности. Полюбуйся мерцанием золотых прядей, струящихся в волосах ангела. Это "ас-сист", тот божественный свет, о котором ты уже знаешь. Череда изображений Марии, святых и архангелов с подобными склоненными ликами занимали место в главном ряду церковного иконостаса. Этот ряд назывался деисус (от греческого слова "моление").
    Другая ранняя русская икона носит название "Спас Нерукотворный" (вторая половина XII века, ГТГ). Это изображение ни в коем случае нельзя назвать портретом. Лик Христа писался по определенным канонам (правилам), нарушить которые было невозможно. Иначе исказилась бы истинность свидетельства того, что когда-то произошло и было записано в Евангелии. Откуда же к наименованию Спас (ты легко объяснишь его) прибавилось определение Нерукотворный? Легенда рассказывает: заболевший царь Авгарь надеялся, что его исцелит изображение Христа. Но художник, посланный царем, не смог нарисовать Спасителя. Тогда Иисус омыл свое лицо и убрусом (полотенцем) промокнул его. На убрусе чудесным образом остался запечатленным светлый лик Христа, который и послужил образцом для последующих икон под названием "Спас Нерукотворный". В древности, как ты уже знаешь, многие из них могли иметь на обороте другое иконное изображение.
    Рассмотри оборот этой иконы - "Прославление креста" (вторая половина XII века, ГТГ), и ты поймешь, что она не только моленный образ. Ее можно "читать" как мудрую книгу Священного Писания. На кресте уже нет распятого Христа. Архангелы (старшие ангелы) Михаил и Гавриил просто держат орудия его страстей (страданий) - копье и губку на трости. Эту губку с горьким уксусом во время казни поднес к пересохшим губам Христа римский солдат, когда Иисус в предсмертной муке воскликнул: "Жажду!". Копьем же проткнули его подреберье, чтобы убедиться, что Христос испустил дух. Но на третий день Спаситель воскрес, "смертию смерть поправ". На кресте водружен пальмовый венок в знак Его победы над смертью. Воскреснув, он победил первородный грех, совершенный первым человеком. По преданию, на горе Голгофа, месте казни Христа, первый грешник и был захоронен. Вспомни, как его звали. Напоминает об этом изображение черепа Адама у подножия Голгофы. Каждая деталь в иконе несет символический смысл. Ты уже понял, что икону нельзя сравнивать с картиной, она строится по другим законам. Отсутствие рамы восполняет возвышение иконной доски по краям, а углубленное среднее поле называется ковчегом.
    Тема креста объединяет этот образ с иконой "Распятие' (XV век, ЦМиАР), которую ты можешь увидеть в Музее Андрея Рублева. Здесь крест - орудие мучительной казни, которой закончилась земная жизнь Христа. Этот сюжет появился в иконописи гораздо позже, чем другие эпизоды из жизни Спасителя. Контраст между геометрической жесткой формой темного креста и гибкой "поющей" линией силуэта распятого Иисуса, Его лик, не искаженный смертью, а полный света и умиротворения, дают ощущение преодоления нечеловеческого страдания и надежды на Воскресение. А в очертаниях фигур Марии и любимого ученика Христа - Иоанна читается не только скорбь, но и молитвенное ожидание этого будущего Чуда.
    По контрасту с тихой и светлой скорбью этого образа особенно праздничной и нарядной кажется икона "Чудо Георгия о змие" (XIV век, ГРМ). Она была создана в древнем Новгороде, где иконописцы любили звучные, насыщенные цвета. Они часто изображали детали, делающие особенно убедительными церковные предания. "Чудо Георгия" - особый вид так называемой "житийной" иконы. В ее среднике (центральной части) один из самых почитаемых на Руси святых изображен в виде юного воина. Он побеждает ужасного змея-дракона не физической силой, а мощью духовной веры. Георгий даже не касается змея копьем, а тот уже повержен. Царевна Елисава, которая должна была стать добычей змея, набрасывает на него свой поясок и ведет, послушного как собачку, в град своего отца - Сельвия. Царь и горожане, отдававшие ранее на съедение змею своих прекрасных дочерей, с изумлением наблюдают эту сцену со стен башни. Обрамляют повествование маленькие "окошки"-кадры, называемые клеймами. Они рассказывают о земной жизни - житии героя-мученика. Эпизоды жития следует читать как строки книги, слева направо. Начинается рассказ с отречения Георгия от богатства и раздачи его нищим. В правом верхнем клейме он изображен уже в темнице, куда его заключил нечестивый царь. А затем идут сцены страшных мучений героя: его "трут" пилой, варят в котле, заливают рот горячим свинцом. Но муки не оставляют на теле святого никаких следов. Подумай, почему иконописец "упустил" эту подробность?
    Несмотря на то что иконы подписывались иконописцами очень редко, имена самых замечательных мастеров мы знаем. Это Феофан Грек - ему приписывается икона "Богоматерь Донская" (конец XIV века, ГТГ) и Дионисий - его икону "Распятие" (начало XVI века, ГТГ) ты можешь сравнить с иконой из Музея Рублева. Имя же Андрея Рублева -великого художника Древней Руси - ты обязательно запомни. Его икона "Троица" (первая четверть XV века, ГТГ) стала вершиной древнерусской живописи. Создавался образ "в похвалу" поборнику русского единства, основателю Троице-Сергиева монастыря преподобному Сергию Радонежскому, который благословил на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. Содержание иконы сложно и глубоко. Три ангела сидят за столом, накрытым для них старцем Авраамом. Икона не знает понятия земного времени, ее время - Вечность, поэтому она может соединять разновременные эпизоды. Происходит сверхъестественная встреча Бога Отца с еще нерожденным Богом Сыном и невидимым Духом Святым. Все вместе они и являют Троицу. Неслышная беседа, которую ведут сидящие за столом, передана мягким касанием крыльев, склоненными силуэтами, "говорящими" жестами рук. Рублев строит композицию иконы, вписывая фигуры в крут, выбрав его как формулу гармонии, согласия, единства. В центре этого крута -Чаша, наполненная кровью жертвенного тельца -прообраза той жертвы, на которую Бог Отец должен обречь своего единородного Сына. Хитон среднего ангела с золотой полосой на плече напоминает багряницу, ту одежду, которую надели на Христа в ночь перед казнью. Над ним изображен дуб - символ Древа вечной жизни. Большинство ученых считают, что это Бог Сын. Слева от тебя изображена фигура, над которой высится подобие здания. Это Бог Отец, ведь он - не кто иной, как Творец "здания мира" (мироздания). За ангелом справа - гора, символ устремленности к высотам Духа. Несомненно, это - Бог Дуз Святой. Для изображения сверхъестественного Руб лев обращается к приемам не прямой, а "обратное перспекгивы". Точка схода ее линий находится не на иконном изображении, а в пространстве молящегоо и созерцающего икону. И ты сам словно становишьо свидетелем церковного предания. В "Троице" - не только певучий мягкий ритм линий, но и чистый нежный колорит. Недаром про творения Рублева го ворили, что они "аки дымом писаны". В иконе бережно собраны краски родного пейзажа: золоте хлебов, несравненный рублевский "голубец" - сиш неба, зелень трав и вишнево-коричневый цвет "плоти" земли.
    "Троица" Рублева стала для последующих иконо писцев новым каноном - образцом для написания. В Музее древнерусской культуры ты можешь увидеть икону мастера Паисия с уже знакомым названием Она написана в 1455 году и полностью повторяе рублевскую композицию. Зная это, тебе будет нетрудно в воображении воссоздать утраченные детали шедевра Андрея Рублева.
    История свидетельствует, что моленные иконы за частую не горят в огне пожарищ и сражений. На иконе "Богоматерь Умиление. (Любятовская)" (XVI век, ГТГ) ты увидишь следы ударов мечей воинов Стефана Ба тория, с которыми русские воевали во времена Ивана Грозного. Враги пытались изрубить ее, но икона осталась жива. Разве это не чудо!? Знакомство с древнерусским искусством требует благоговения и многих знаний. Ты сделал только первый шаг к постижению его великих тайн.

 

<< назад || далее >>


СТАТЬИ О ИСКУСТВЕ

Владелец похищенных портретов Уорхола отказался от страховки 
Египет просит у Британского музея Розеттский камень 
Еще один ценный артефакт возвращается в Египет 
Гробницу Тутанхамона закрывают на реставрацию 
Сикстинская капелла: Слово на языке живописи 
Очередная загадка «Моны Лизы»? 
Испанская королева Изабелла II подарила папе Римскому фальшивую картину Мурильо 
Современное искусство как средство ненадолго забыть о болезнях 
Прощай, Караваджо?! 
В Италии конфисковали коллекцию шедевров 
Ватикан ищет пути примирения с арт-сообществом 

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ
Исторический жанр в русской живописи
Исторический жанр — один из самых трудоемких жанров в живописи. Он требует от художника широких исторических знаний. XVIII век — время общественных потрясений и реформ, время расцвета научной и философской мысли, роста народного самосознания. Рождалась новая, светская культура, более раскованной становилась...
читать статью

Батальная гравюра в русском искусстве XVIII века
С гравюрой связаны и первые известные нам имена русских мастеров, выполнявших так называемые «баталии» — сцены морских и сухопутных сражений, различные эпизоды Северной войны. Следует назвать прежде всего А. Ф. Зубова, автора многих известных батальных гравюр («Бой при Гангуте», 1711), А. И. Ростовцева («Взятие...
читать статью
Появление исторической живописи в России как самостоятельного жанра
Появление исторической живописи как самостоятельного жанра в русском искусстве обычно связывают с созданием в Петербурге в 1757 году Академии художеств, высшего учебного заведения, ставшего подлинным центром художественной жизни страны. Здесь впервые было закреплено деление живописных классов по жанрам, в зависимости...
читать статью

«Владимир и Рогнеда». Антон Лосенко
С середины 1760-х годов многие художники Академии в качестве программ для получения академических званий и наград должны были исполнять картины на сюжеты из российской истории.
читать статью

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005