«Далекое-близкое». историческая картина
«Далекое-близкое». историческая картина

Познакомившись с портретным жанром, побывав в домах людей XIX века, не совершить ли вам, ребята, путешествие в прошлое? Там вас ждут яркие события из жизни великих людей России, мифологических и исторических героев. И расскажет вам об этом историческая картина.
Картина Антона Лосенко "Прощание Тектора с Андромахой" (1773, ТТТ) дает представление о том, что такое классицизм. Со времени открытия в Петербурге Академии художеств (1757 год) самым важным жанром считалась историческая картина. Учащиеся Академии в своем творчестве непременно должны были обращаться к древнегреческому эпосу или библейским сказаниям, где и встречались истинные герои. Именно в таких картинах молодое поколение должно было черпать примеры для подражания.
Гомер, великий поэт Древней Греции, в своей поэме "Илиада" рассказывает о поединке троянца Гектора с греческим героем Ахиллом. Прощающийся с женой и сыном Гектор знает, что погибнет в этой битве,
В искусстве классицизма было принято изображать героев в центре полотна, на пересечении двух диагоналей картины. Полукругом расположенг на полотне воины подчеркивали значимость це ральной группы, а желтый и красный цвет плать плаща усиливали выразительные позы Гектора и . дромахи.
Как от камня, брошенного в воду, расходятся к ги, так и наше погружение в мир живописи позвол постигнуть многогранность таланта того или ин художника. Ты еще не раз убедишься, что многие iv тера блистательно работали в различных жанрах.: мимо портретов Карл Брюллов обращался и к ж рической теме. Именно "Последний день Помп (1833, ТРМ) считается самым выдающимся прои: дением этого художника. В 1827 году Брюллов, на дясь в Италии, впервые посетил древнюю Помпею, род, погибший в 79 году нашей эры от изверже: вулкана Везувий. Драматизм катастрофы и вели духа людей, старающихся спасти своих близких в нуту смертельной опасности, - главная идея картины. Безмолвная архитектура ожила в картине и обрела трагический голос. Рушатся здания. Грохот падающих стен, колонн, кровель не перекрывает криков отчаяния и мольбы. Людей на переднем плане картины художник разделил на отдельные группы, и в каждой из них есть персонаж, который стремится спасти своих близких. Если ты очень внимательно вглядишься в левую часть картины, то в глубине полотна увидишь художника, который несет ящик с красками на голове и завороженно смотрит на бушующую стихию. Ты узнал в нем автопортрет самого Брюллова? Изображая себя, художник подчеркивает свою причастность к тому событию, которое изображает,

Вместе с героями полотна Александра Иванова "ЯвлениеХриста народу" (1837-1857, ТТТ) мы переносимся в евангельские времена. Собравшиеся на берегу реки Иордан люди оказались свидетелями великого события -явления Иисуса Христа. Они, молодые и старые, бедные и богатые, добрые и злые, еще не знают - кто это, каждый из них по-разному воспринимает явление Спасителя. Будущие ученики Христа - апостолы, стоящие под раскидистым деревом в левой части картины, с волнением, а кто и с сомнением слушают слава Иоанна Крестителя, говорящего людям о появлении Учителя и указывающего на Христа. Старцы справа от Иоанна Крестителя - книжники и фарисеи позднее станут идейными врагами Христа. В центре картины на переднем плане - раб с веревкой на шее и его хозяин. Задумайся, почему сидящий на земле господин властным движением руки останавливает попытку раба встать с колен и обернуться? Внимательный зритель найдет слева в глубине картины человека в серой широкополой шляпе, с посохом в руке. Это странник, идущий по жизни и впитывающий в себя все ее проявления. Для этого образа Иванов использовал свой автопортрет. Истинная творческая личность, большой художник, может оказаться свидетелем и разрушения Помпеи, как Брюллов, и явления Мессии, то есть Спасителя, как Иванов.
Главное в полотне - разнообразие чувств - простых и сложных, затаенных или выражаемых искренне. Идея внутреннего совершенствования, которое возможно лишь благодаря вере в Христа, - одна из главных мыслей художника. Значительность происходящего подчеркнута величием природы, а могучее дерево является аллегорией человеческой жизни: зеленая крона, пожелтевшие листья и сухие ветки сравнимы с молодостью, зрелостью и старостью человека. Создававшаяся в течение 20 лет, эта картина - одно из самых выдающихся произведений русского искусства. Для нее Иванов написал более шестисот эскизов и этюдов, которые ныне хранятся и в Русском музее, и в Третьяковской галерее, и во многих других музеях.

Пока еще в нашем путешествии мы не встречались с сюжетами из русской истории. Но не потому, что она неинтересна. Искусство классицизма (ты уже знаешь, что это такое) привело в русскую живопись античных героев, хотя и тогда национальная история манила живописцев. Но лишь к середине XIX века картины на тему русской истории пос пенно стали вытеснять академические сюжеты жизни древних греков или римлян. Констанп. Флавицкий обращается к русской истории XVIII ка. Сюжетом картины "Княжна Тараканова" (Т' стала драматическая судьба молодой красавицы,: дававшей себя за дочь императрицы Елизаветы П ровны и претендовавшей на русский престол, легенде, она погибла во время наводнения в Алек евском равелине Петропавловской крепости в ' тербурге, куда была заключена по приказу Екате ны II. Холодные и влажные серо-зеленоватые сте ее камеры, потоки воды, заливающие помещег крысы, взбирающиеся на постель и даже на пла гибнущей женщины, - все трагические детали в тины заставляют нас содрогаться и скорбеть о счастной жертве исторической несправедливост Иван Крамской продолжает евангельскую т картиной "Христос в пустыне" (1872, ТТТ). Одн живописец трактует образ Спасителя по-своему. изображает не Божьего, а Человеческого сына, стр ющего и размышляющего. Проведя сорок дней и чей в пустыне, Христос понял, что только собствен мучительной смертью может искупить грехи лю Идея самопожертвования была близка многим со менникам Крамского. "Я не представляю себе исто; вне связи с современностью", - писал художник.
Помимо национальной темы и евангельс сюжетов в творчестве художников второй полов XIX века прослеживается интерес к всемирной истории. Виктор Васнецов, тогда еще малоизвестный художник, получил заказ украсить настенными картинами-панно огромный зал только что открытого Исторического музея. Сюжет "Каменного века" (1883-1885) выбран был не случайно. Ведь каменный век - это единая колыбель для всех цивилизаций. Художник написал несколько гигантских полотен, среди которых выделяются "Охота на мамонта" и "Пиршество". Эскизная манера, в которой они исполнены, подчеркивает драматизм жизни первобытных людей и хаос их чувств.