главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Далекое-близкое». историческая картина

«Далекое-близкое». историческая картина

    Вряд ли Василий Верещагин мог видеть такую неправдоподобно страшную картину, которую он запечатлел на холсте под названием "Апофеоз войны" (1871, ТТТ). Но это беспощадная историческая правда: устрашать врагов пирамидами из черепов погибших воинов было принято в XIV веке, в эпоху жестокого Тамерлана. Верещагин ненавидел войну и написал на раме картины: "Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим".
    Художник был баталистом - то есть писал в жанре, посвященном войне и сражениям (баталиям). Погиб Верещагин при взрыве крейсера "Петропавловск" в 1904 году во время русско-японской войны.
    Глядя на полотна Василия Сурикова, ты почувствуешь, как русская история, суровая и трагическая, приоткрывает тебе свои страницы. В картине "Утро стрелецкой казни" (1881, ТТТ) сталкивается народная стихия и жестокая новая русская государственность. За кем здесь правда? За стрельцами, которые были против реформ Петра I, или за молодым энергичным царем, отстаивающим свое право на власть и на выбор нового пути для России? В картине нет ответа на эти вопросы, это же не учебник истории. Здесь нет правых и виноватых.
    Знаменитая картина Сурикова "Боярыня Морозова" (1888, ГТГ), переносит нас во вторую половину XVII века. Тогда русская церковь претерпела раскол -часть верующих не приняли реформ патриарха Никона и боролись за старые обряды - в частности, отказались креститься тремя, а не двумя перстами. Раскольница боярыня Морозова вместе с протопопом Аввакумом возглавила движение старообрядцев. На картине Сурикова Морозову, не отрекшуюся от старой веры, везут в тюрьму, где ее ждет гибель. Собравшиеся на улице Москвы горожане полны сочувствия к стойкой женщине, хотя кто-то и смеется над ней. Изображений боярыни Морозовой не сохранилось, и Суриков в поисках ее образа опирался на слова вождя раскола протопопа Аввакума: "Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев". Тесная улица, пестрая толпа, светящаяся золотом икона - все это наполняет полотно красочным многоцветием. Даже пятно черной шубы Морозовой - центральное в картине, не выглядит мрачным: два цвета, сине-голубой и золотисто-желтый, смягчают темные цвета, позволяя почувствовать холодность морозного воздуха и неяркий свет зимнего солнца. Под впечатлением трагических событий II года (убийство революционерами императора Ал сандра II и последовавшая за этим казнь терро стов) Илья Репин написал картину "Иван Грозны сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885, ГТГ), ко рая переносит зрителя в мрачную эпоху - XVI и когда русский царь Иван Васильевич IV, прозванн Грозным, поссорившись со своим сыном, в прист гнева убил его посохом. Репин подчеркивал, главное в картине не внешний ужас, а люоовь отца к сыну и ужас Иоанна, что вместе с сыном он убил свой род и, может быть, погубил царство". Трагическое впечатление от полотна усиливается многократно повторяющимися пятнами красного и черного цветов.
    После душных палат в Александровской слободе, где произошли события, изображенные Репиным, ты переносишься в другую эпоху. Картина Николая "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871, ГТГ) изображает противостояние двух близких - и очень далеких друг другу людей. Тягостный долг - допрашивать собственного сына, совершившего предательство, заставляет Петра собрать всю волю. Бросается в глаза контраст между силой, энергией отца и слабостью сына. Это была единственная историческая картина на национальный сюжет, появившаяся на Первой выставке художников-передвижников в 1871 году. Объединенные Крамским, художники стали возить выставки своих картин по всей России, отсюда и название новой группы -"Товарищество передвижных выставок".
    Василий Поленов был единственным русским художником этой эпохи, кто, задумав написать картину на евангельский сюжет, отправился в Палестину. Его пуль пролегал через Грецию, Египет и страны Ближнего Востока, которые он запечатлел во множестве этюдов. Сбор подготовительных материалов сменялся созданием совсем других произведений, пока в 1887 году не была закончена картина "Христос и грешница" (ГРМ). Картон-эскиз (так называют подготовительную работу для большого произведения, и выполняется она на картоне, а рисунок на него наносится углем) украшает Музей-заповедник ВД Поленова. А сама картина хранится в Русском музее. Евангельская притча рассказывает о разгневанной толпе, жаждущей жестокого наказания грешной женщины. Но Христос, проповедовавший идеи добра и всепрощения, посоветовал собравшимся: "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень". Согласно Евангелию, "обличаемы совестью", люди разошлись. В этой картине Иисус не похож ни на Спасителя Александра Иванова, ни на Христа Крамского. Он осознает красоту окружающего мира и не желает, чтобы в нем совершилось преступление. Картина дышит покоем и умиротворенностью. Такой же покой исходит и от величественной архитектуры восточного храма.
    Как ты заметил, историческая тема требовала для изображения значительности момента обращения к холсту большого р мера. Новый - XX век ставит перед художниками иные задачи и диктовал иные шепия. У многих мастеров обращение к истории имело более камерный хартер, и темы были не столь глобальны. Такой взгляд прошлое заставлял зрителя рассматривать небольи исторические полотна, с жеты которых были разным авторам, с улыбь взрослого, наблюдающим за милыми шутками peнка Так, Андрею Рябушкину был дорог светлый м прошлого Москвы. "Свадебный поезд в Москве (Х. столетие)" (1901, ГТГ) - не эпическое полотно, у Сурикова. Эпизоды, о которых рассказывает : дожник, повествуют о нравах той поры, а не о значтельности и величии чувств и поступков людей пршлого. Быстро мчащиеся красочные возки, котор промелькнут и скроются как видение, вызываю дутле легкую грусть. Да еще женщина, идущая нам встречу, не совпадающая ни своим движением, настроением с самой картиной, усиливает щемяи чувство печали.
    А Константина Сомова, как и многих художников объединения "Мир искусства", привлекал руесь XVIII век, но не в Москве, а в Петербурге. Написание 1915 году картина "Зима. Каток", хранящаяся в Р ском музее, рассказывает о красоте приближающе ся вечера, когда синие тени на снегу и зеленоват отблески па льду создают праздничное и в то же в мя чуть тоскливое настроение. Катающиеся лю грациозные, как фарфоровые статуэтки, и неловк как игрушки, кажутся героями старинной пьесы. И случайно известный художественный критик того времени Сергей Маковский назвал картину "яркой все-таки отзвучавшей сказкой".

 


Все о Исукстве

В Англии найдена картина Квентина Массейса 
Британские искусствоведы обнаружили в приходской церкви города Брэдфорд-на-Эйвоне, графство Уилтшир, картину фламандского живописца XVI века Квентина Массейса (Quentin Massys). Самое знаменитое произведение этого мастера — полотно «Уродливая герцогиня», послужившее основой для одной из иллюстраций Джона Тенниела (John Tenniel) к «Алисе в Стране Чудес». Сейчас оно выставлено в лондонской Национальной галерее и пользуется большой популярностью у посетителей. 
  Прочитать

Авангард нравится людям больше, если его не объяснять
Существует мнение, что «простому зрителю» не смогут понравиться авангардные или просто необычные произведения искусства, если ему их подробно не растолковать. Но недавние исследования американских психологов показали, что это не так. 
  Прочитать

СТАТЬИ

Картину Пикассо случайно проткнули 
Итальянские ученые хотят эксгумировать Леонардо да Винчи 
Американцу не вернут коллекцию плакатов, отобранную у его отца нацистами 
Судьба картины Камиля Писсарро остается под вопросом 
Наследники Малевича договорились с Фондом Гуггенхайма 
У музея Гетти потребовали вернуть «Атлета из Фано» 
«Поклонение пастухов»: четыре автопортрета Караваджо? 
В Риме показывают редкую роспись Караваджо 
Музей Гетти не хочет возвращать «Атлета из Фано» 
Подтверждена подлинность картины Ван Гога 

http://strana-veschey.ru/ значение термина леспедеца копеечниковая.

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005