главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

ТРЕЧЕНТО

Пьетро и Амброджо Лоренцетти

Пьетро и Амброджо Лоренцетти
    Симоне Мартини отвергал джоттовскую реформу, полагая, что византийская традиция, в ее последующем осмыслении Дуччо, обладает возможностью для развития в готическом, «современном» для художника смысле. Пьетро и Амброджо Лоренцетти пытаются в те же годы слить в единой тосканской культуре флорентийскую и сиенскую традиции.
    Пьетро — ровесник Симоне и так же, как и он, формируется под воздействием Дуччо. Начало его пути не ясно, в том числе из-за противоречивой датировки некоторых его наиболее важных работ. Первое надежно датируемое его произведение — это полиптих в алтаре церкви Пьеве ди Санта-Мария в Ареццо (1320). Он относится как раз к тому времени, когда Симоне в Пизе и Орвието создает свой собственный поэтически-возвышенный стиль. В «Мадонне с младенцем» поза, моделировка, напряженность жеста и взгляда Богоматери показывают, что Пьетро, хотя и близок к Симоне в стремлении направить византинизм Дуччо по готическому пути, расходится с ним в поисках пластической и эмоциональной выразительности, где он больше сближается с Джованни Пизано. Этот путь вел к Джотто. «Благовещение» из верхнего ряда полиптиха свидетельствует уже о некотором влиянии Джотто: хроматическая дробность цвета в духе Дуччо перерастает здесь в колористические массы, включенные в пространство, заполненное светом и архитектурой. Алтарь «Мадонна на троне» (1329) для кармелитской церкви пластически трактует тему «Маэсты»: святые и ангелы располагаются по сторонам и позади трона, подчеркивая тем его глубину. В замкнутое, почти геометрическое пространство трона вписана объемная, колористически определенная группа Мадонны с младенцем. Сдержанность орнаментики и суровая гармония немногих основных цветов указывают на то, что Пьетро идет уже в противоположном от Симоне направлении. Преобладающее значение у него имеет не волнообразная ритмика, а динамическая напряженность линии, не мелодическая модуляция, а резкие, сочные цветовые аккорды.
    Вероятно, лишь после отъезда в Ассизи (наверняка это произошло до 1329 г.) Пьетро отдает себе отчет в важности эпической трактовки Джотто священных тем. Реакция на это открытие у такого чувствительного к религиозным переживаниям художника, как Пьетро, была бурной и противоречивой. В «Снятии с креста» замкнутость контуров склоненных фигур организована по-джоттовски, но этот прием используется для передачи напряжения наклоненных фигур, а не для изображения слитности или пространственной компактности объемов. Нет единства и в контуре длинного изломанного тела Христа, словно мостик соединяющего и придающего большую динамичность обеим группам. Именно здесь, в апогее пафоса, линия достигает максимума своей готической изысканности. Композиция задумана как нарастание и усиление восходящих сил (как в стрельчатых арках готической архитектуры), достигающих кульминации в фигуре, нимб которой касается горизонтальной перекладины креста, Т-образное очертание и абстрактная точность пересекающихся под прямым углом линий которого усиливают диагональ, образованную фигурами. Пьетро чувствует всю драматичность Джотто, но он идет дальше его «уравновешенности», усиливает трагичность, не замечая, что возвращается к византийской трагичности в ее дучентистском истолковании. Поэтому в его попытке совершить переход к «современности» заметен налет архаичности, особенно в том, что касается композиции и иконографии. То, что чрезмерное усиление трагизма было следствием внимательного, но одностороннего прочтения Джотто, доказывается ослаблением трагических нот в последних сиенских творениях мастера, когда Пьетро подписывает со своим братом Амброджо в 1335 г. фрески в Госпитале Санта-Мария делла Скала (утрачены).
    Что касается Амброджо, то Гиберти и более поздние авторы утверждали, что это был художник-литератор, «философ», исследователь античности. Подтверждением этого служит «интеллектуальный» характер его творчества. Он, по-видимому, был не намного моложе Пьетро, и почти наверное оба брата скончались в 1348 г. во время эпидемии чумы. Из документов 1321 г. явствует, что Амброджо жил во Флоренции, что подтверждается «Мадонной» из церкви Сант-Анджело в Вико л'Абате 1319 г. Это фронтальное изображение Мадонны, заключенное в тесную раму, очертание которой повторяет и усиливает структуру трона. Вокруг Богоматери нет других фигур, которые могли бы создать представление о большей глубине пространства, как нет и намеков на его перспективное построение. Цветовое пятно плаща Богоматери четко вырисовывается на инкрустированной цветными кусочками дерева спинке трона. Иконная схема архаична и напоминает традиционный византийский тип изображения мадонн в XIII в. Подлокотники трона, близкие по цвету фону, отличаются сильным перспективным сокращением, ниспадающие края плаща лежат на полу; движение младенца говорит о наличии расстояния между коленями и торсом Богоматери и, следовательно, об объемности ее тела; пластически акцентирован и изгиб кисти ее руки. Амброджо отказывается от ритмически дробного окружения Мадонны, от золоченых ассистов (штрихов), от того идеала духовной красоты, который был свойствен византийскому и готическому искусству. Его Мадонна отличается приземистостью пропорций, она словно втиснута в неглубокое пространство, перспективное построение которого намечено не линиями, а расположением фигуры и подлокотников трона. Идеал для Амброджо заключается, как и для Джотто, в интеллектуальной красоте, которая не бросается сразу в глаза, а постепенно складывается из соразмерности всех художественных величин. Она выражается в совершенной гармонии, в тождественности цвета и объема, в плавном развитии линий, определяющих как объем, так и цвет. Пластический объем интересует Амброджо не с точки зрения «пластичности объекта», а постольку, поскольку он может быть выражен контуром и цветом (Бранди). Связи Амброджо с Флоренцией не ограничиваются этим первым контактом. В 1332 г. запись о нем мы находим в матрикуле флорентийских художников. Если уже «Мадонна» 1319 г. свидетельствовала о высокой культуре, отражающей влияние Джотто и первых его последователей, пизанской скульптуры и Арнольфо ди Камбио, то в последующих произведениях заметнее стало стремление к расширению возможностей искусства и углублению взгляда на окружающую действительность. В них мы имеем дело с мировоззрением, весьма отличным от мировоззрения Джотто, для которого реальность проявлялась в нравственном смысле поступков. Мироощущение Амброджо еще связано, с одной стороны, со средневековой мыслью, а с другой — предполагает наличие более широкого жизненного опыта.

<< назад || далее >>

 

 

    Дополнительная информация

  • Японская гравюра неотделима от японской поэзии: трехстиший хокку и пятистиший танка. Гравюрами было принято украшать нишу токонома — средоточие красоты в доме. Графическое изображение часто дополнялось иероглифической записью стихотворения. Перед гравюрой ставился изысканный японский букет — икебана.
  • Чтение стихов, любование цветами и живописью, а также предметами материальной культуры — чашками, чайничками — было неизменной составляющей чайной церемонии, во время которой участники отрешались от всего бытового, мелочного и приобщались к прекрасному.

  • Импрессионизм — начало новой эпохи
    битва за новое искусство. эдуард мане
    дрожание воздуха, мерцание света. клод моне
    в тени голубых кулис. эдгар дега 
    пятнадцать бульваров камиля писарро
    безжалостное зрение. ан ри де тулуз-лотрек 
    праздник жизни. огюст ренуар
    диалоги цвета и формы. поль сезанн
    пуантилизм -живопись на пуантах  
    взвихренный цвет. винсент ван гог 
    рай на таити. поль гоген  
    наивное обаяние примитивизма. ан ри руссо


    Искусство модернизма
    футуризм
    кубизм 
    дадаизм 
    фовизм
    экспрессионизм
    абстракционизм
    «дух зла» терзал его душу. михаил врубель
    титан нового времени. пабло пикассо
    невероятные сны сюрреализма. сальвадор дали 

    НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
      Пещерная и наскальная живопись
    ИСКУССТВО Древнего Египта
    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
      Греческие вазы
    Древний Рим
    ИСКУССТВО ВОСТОКА
      Китай - древнейшая цивилизация
    Тибетские иконы - танки
    Японская гравюра
    ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
      Андрей Рублев
    Средние века
    Между средневековьем и ренессансом Джотто
    ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
    ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
      Бунтующая простота. Караваджо
    Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
    Прозревающий невидимое. Эль Греко
    Диего Веласкес
    Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
    Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

    Классицизм: вперед — в прошлое! 

      Никола Пуссен  
    Давид

    Поговорим о странностях любви. Рокко 

     

    Антуан Ватто  
    Франсуа Буше  
    Огюст Фрагонар

    Передвижники
      «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
    Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
    Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
    Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
    Импрессионизм — начало новой эпохи
     

    Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
    Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
    В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
    Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
    Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
    Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
    Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

    Пуантилизм — живопись на пуантах
     

    Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
    Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
    Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

    Искусство модернизма
     

    «Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
    Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
    Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

    ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
    ГОГЕН
    Жизнь Гогена
      Рождение направления
    Стремление к независимости
    Мастерская в тропиках
    Парижская выставка
    Снова в Океании
    Мандолина и цветы — 1885
    Морской берег — 1887
    Видение после проповеди — 1888
    Автопортрет "Отверженные" — 1888
    Желтый Христос — 1889
    Прекрасная Анжела — 1889
    Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
    Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
    —1892
    Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
    идем? — 1897
    Белый конь — 1898
    Гоген, или Бесконечный побег
      Первые взлеты
    Великий Гоген
    Окончательное освобождение
    ГОГЕН (1848-1903)
    Годы испытаний. Начало пути
    Очарование южной природы
      Очарование южной природы
    Маленький бретонец, поправляющий
    деревянный башмак
    Желтый Христос
     
    История
    ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
    Истоки
     

    Истоки
    Истоки (продолжение)

    Эгейская культура
     

    Эгейская культура

    Греческое искусство
     

    Архитектура
    Архаическая скульптура
    Классическая скульптура
    Эллинистическая скульптура
    Градостроительство и архитектура
    Греческая живопись

    Древнее искусство в Италии
     

    Великая Греция
    Этрусское искусство
    Архитектура
    Живопись
    Скульптура

    Древнеримское искусство
     

    Архитектура
    Монументальная живопись
    Скульптура

    Раннехристианское искусство
      Искусство катакомб
    Первые базилики
    Другие центры позднеантичной
    культуры: Милан и Равенна
    Искусство Византии и варварских
    племен в Средние века
    Первое проявление национального
    итальянского средневекового изобразительного искусства
    Романское искусство
     

    Архитектура Северной Италии
    Центральная Италия
    Южная Италия и Сицилия
    Скульптура
    Живопись

    Готическое искусство
     

    Готическая архитектурa
    Готическая архитектура в Италии
    Поздняя готика
    Скульптура
    Живопись


    ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
    Натюрморт
    Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
    читать

    Пейзаж
    Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
    читать

    Реклама на сайте
    .
    Партнеры и партнерские ссылки
    .
    Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005