Три главных направления в живописи Китая X—XI вв. |
Опыт, накопленный в результате внимательного наблюдении, исследовании» конкретных вещей, а затем и всеобщего абстр актного «ли», имеет своей конечной целью мгновенное, интуитивное озарение, дающее всю полноту знания. Учение о «ли», теория познания своеобразно отразилось и в теории живописи. Точно так же и вопрос состояния психики и ума человека в процессе познания отразился в психологии творчества творчеств понималось как процесс постижения сущности явления. Условиями познания или самовоспитания были спокойствие, равновесие душевное и умственное, концентрация ума и воли, наличие самодисциплины, необходимой, кстати сказать, и для монахов школы чань. Возрождение сунскими философами этических норм конфуцианства: «жэнь» «гуманности», «и» «чувства долга», «ли» «соблюдения церемоний», т. е. определенных правил жизненного поведения, «чжи» «свойства знания», «синь» «верности», внутренней правдивости, — также было воспринято теорией искусства и преломлялось в определении роли живописи как искусства дидактического. В живописи X—XI вв. было три главных направления: искусство художников — членов императорской Академии живописи, искусство группы ученых, так называемое «вэньжэньхуа», и живопись школы чань. Деление художников на профессионалов — членов Академии и непрофессионалов — «вэньжэнь» важно лишь для эпохи Сун, когда Академия живописи Хуаюань играла заметную роль в художественной жизни страны. Академия живописи, выросшая из департаментов живописи внутри Императорской академии Ханьлинь, была организована первым сунским императором Чжао Куан-инем 960— 976 по образцу департаментов живописи Пяти династий X в..
При императоре Чжао Цзи 1101—1126 она пережила свои лучшие годы, а после падения Сунской династии в 1127 г. была восстановлена и реорганизована в Ханчжоу. Во главе Академии стоял «дайчжао чжичжан» — «начальник, ожидающий императорских приказов», затем шли «чжихоу» — «почтительно ожидающие», «исюэ» — «наставники в искусстве» и, наконец, самый низший ранг — «сюэшэн», т. е. «ученики». Члены Хуаюань имели право носить пурпурное или красное платье с подвеской у пояса в форме рыбы из золота или яшмы. Тем самым они приравнивались к чиновникам высокого ранга. В Академии художники сдавали экзамены — писали картины на предложенные им темы, а после экзаменов делились на «группу ученых» «шилю», если они происходили из «шидафу», и «группу разночинцев» «цзялю», если из торговцев и простонародья. Вознаграждение за труд художника-академика называли «платой за заслуги» «фэнчжи», в отличие от жалованья мастерам ремесленных цехов, которое называлось «деньги на пропитание» «шнцянь» — разница терминов, позволяющая говорить об уважении, которым пользовались художники. Организация Академии живописи была вызвана потребностью самих художников создать своего рода творческое объединение. В то же время организация Академии придавала больше блеска двору и императору и соответствовала типу абсолютной власти китайских императоров. Но, по всей вероятности, у Академии была еще и идеологическая роль в связи с высоким местом, которое отводилось живописи в жизни общества.
|
Другие статьи из раздела:
«Божественный художник» династии Тан. У ДаоцзыВ китайской живописи существовали три «модели» или, условно говоря, школы, которые связывались с именами трех мастеров в разное время. Цао Чжун-да, очевидно, был одним из первых, создавших модель для изображения Будды Амиды. О его искусстве мы знаем только то, что он изображал прилегающие к телу одежды и работал. ...
читать
|
Кисть и тушь. Стиль Цао Бу-син и У Дао-цзыКисть и тушь, искусство управлять кистью и пользоваться тушью составляют основу техники китайской живописи. Существуют устойчивые биномы: «есть кисть, есть тушь» «юби юмо» или «применение кисти» «юн би», т. е. если о картине говорят, что в ней «есть кисть, есть тушь», то этим выражается одобрение технического...
читать
|
Известные художники
Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать |
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странствиям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать |
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился своими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать |
|
|
ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ |
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать
Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать |
Реклама на сайте |
. |
Партнеры и партнерские ссылки |
. |
|
Акварельная живопись
1. В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать
|
|