Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)

Винсент Ван Гог — один из наиболее ярких представителей постимпрессионизма. Цвета его картин — насыщенные, выразительные. Художник пишет густыми как бы перегруженными краской, мазками, напоминающими маленькие вихри. Любимая цветовая гамма — солнечная, желтая. Судьба Ван Гога была трагична, полна бед и унижений.
«Неистовый и волнующий». Самый «солнечный» из всех художников родился в самой унылой и дождливой провинции Нидерландов — Северном Брабанте. Отец художника был лютеранским пастором. В семье было шестеро детей. Между Винсентом и его младшим братом Тео возникла особая духовная близость, которая переросла в дружбу на всю жизнь.
В ранней юности Винсент пытался работать комиссионером фирмы Гу-пиль, торгующей картинами. Служил в Гааге, Брюсселе, Лондоне, Париже. Недовольство собой и официальным искусством приводит юношу к Богу. Три года Ван Гог служил проповедником в небольшом шахтерском поселке, пытаясь защитить интересы униженных бесправием людей. К этому периоду относятся его первые художественные опыты. Изгнанный с поста пастора, Винсент переезжает в Париж, где изучает японскую гравюру, посещает художественную школу, знакомится с импрессионистами. Из Парижа Винсент переезжает в южную французскую провинцию — Прованс, в Арль. Там он пишет цветущие персиковые сады, позднее — созревшие хлеба, виноградники. Он работает со страстью, по-прежнему очень быстро, добиваясь «высокой желтой ноты». Художника можно назвать солнцепоклонником. «Те, кто не верует в здешнее солнце, просто нечестивцы!» — восклицает он в одном из писем.
Один из критиков назвал Ван Гога «неистовым и волнующим».
«Едоки Картофеля». Первая большая, со сложной композицией, картина Ван Гога. Работы того времени далеки от ярких красок, которые впоследствии будут так характерны для этого художника. Цвета «черного мыла» и табачной жижи — вот фон невыносимого существования брабантских крестьян.
На картине изображена семья, собравшаяся поужинать отваренными картофельными клубнями. Это не идиллические пейзане академической живописи. Художник намеренно исказил их лица, чтобы подчеркнуть, как унизительный труд и унылая, бездуховная жизнь уродует людей. Картина написана в мрачной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой земли.
Вверху, в центре, — примитивная лампа, единственный источник света. И свет этот — блеклый и сумрачный, бросающий лишь отдельные блики на странно вытянутые лица персонажей картины.

Арль. Виноградники и подсолнухи. В Арле задумана и воплощена в жизнь целая серия «Подсолнухов». В Лондонской национальной галерее представлены «Подсолнухи», написанные в Арле в 1888 году. Полотно вобрало в себя всю хроматическую гамму солнечного света. Цветы, которые сам художник сравнивал с готическими розетками, заполняют практически все живописное пространство. Лепестки соцветий закручены подобно солнечным протуберанцам. Часть подсолнухов уже облетела, что заставляет зрителя размышлять об отчаянной быстротечности жизни. Насыщено горячим светом полотно «Красные виноградники», где цвета южной земли, яркая одежда работников, коричнево-красные и золотые тона листвы сплетаются в жизнеутверждающую цветовую симфонию. Виноградники были излюбленным сюжетом художника: «...зеленые, пурпурные, желтые с фиолетовыми гроздьями, с черными и оранжевыми побегами...».
Цвет для Ван Гога не только средство отображения натуры, не только формальная пластическая задача. Цветом он выражает состояние своей одержимой стремлением к высшей истине души, пламень, сжигающий художника изнутри.
«Пейзаж В Овере после дождя» (1890). Полотно дышит редкой для Ван Гога умиротворенностью. Оно словно напоено влажным воздухом. Излюбленные желтые тона приглушены, сиреневая, зеленовато-голубая гамма напоенных влагой грядок оживлена бодрыми красными тонами построек. Не различить седока в повозке, что мирно катится по светлой дороге. Этот пейзаж — словно мечта о тихом и спокойном состоянии духа.
Великолепие и ужас ночи. «Ночью я выхожу писать звезды...» — сообщает Ван Гог в одном из своих писем. Кипарисы в пейзаже «Звездная ночь» напоминают темное пламя. Небо над ними — это дышащий, живущий, таинственный Космос. Огромные спиралевидные потоки света создают впечатление, что звезды рождаются или гибнут прямо сейчас, на наших глазах.
«Мне кажется, что ночь живее и богаче по свету, чем день...» — пишет художник брату.
Живопись Ван Гога пастозна: красочный слой рельефен, накладывается щедрыми мазками. Художник не добивается гладкописи, с яростью и страстью выплескивает он свой мир на полотно.

Одиночеством и тревогой исполнена картина «Ночное кафе» (1888). Свет ламп под потолком беспощаден и бездушен. Почти все столики пустуют. Отдельные одинокие фигуры лишены индивидуальности. Пропорции далеки от классических: огромную площадь занимает изображение дощатого грязно-желтого пола. Это ничем не занятое пространство словно кричит о внутренней пустоте и беспомощности завсегдатаев кафе. Бильярдный стол на толстых коротких ножках вызывает ассоциации с гробом. В таком кафе можно сойти с ума! Именно такого эффекта и добивался художник.
Портреты и автопортреты. Ван Гог обладал своеобразным видением человеческой психологии, которую передавал через линию и цвет. С «Портрета папаши Таити» (1887—1888) смотрит на нас коренастый человечек со сложенными на животе по-крестьянски крупными руками. Живописцу удалось передать добросердечие и простодушие персонажа — владельца небольшой лавки, покровителя художников. Фоном для фигуры служат японские гравюры. «Портрет доктора Гаше» (1890) сине-голубой колористической гаммой подчеркивает мудрость и печаль личности, изображенной на портрете.
В «Автопортрете» Ван Гога все насыщено внутренней тревогой. И фон, и лицо выполнены экспрессивными, струящимися мазками, полотно словно вибрирует, передавая неуемную энергию и напряженную духовную жизнь художника.
Человек с отрезанным ухом. В Арль к Ван Гогу приезжает Гоген. Винсент счастлив! Он давно ждал этого. Совместная работа, творческие споры, жизнь, наполненная смыслом... Но между друзьями часты ссоры. Гоген подавляет Ван Гога, раздражает, наконец, просто превращается во врага! К тому же оба приятеля пристрастились по вечерам пить абсент, что невероятно расстраивает психику Ван Гога. Безумие уже на пороге. Однажды в кафе Винсент швыряет приятелю в голову стакан с абсентом. В другой раз — бросается на Гогена с бритвой. Гоген испугался опасного соседства и переехал в гостиницу.
Осознав ужас своего поступка, Ван Гог оставшись в одиночестве, обращает агрессию на себя и той же бритвой отсекает себе ухо. Все комнаты и лестницы в доме залиты кровью.
Художник кое-как сделал себе перевязку, а ухо отмыл от крови и вложил в конверт. «На память обо мне»,— сказал он, передавая конверт с ужасным содержимым своей тогдашней подруге Рашели.
Несчастный безумец был отправлен в больницу.
Позднее Ван Гог написал «Автопортрет с отрезанным ухом».