главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)

    Винсент Ван Гог — один из наиболее ярких представителей постимпрессионизма. Цвета его картин — насыщенные, выразительные. Художник пишет густыми как бы перегруженными краской, мазками, напоминающими маленькие вихри. Любимая цветовая гамма — солнечная, желтая. Судьба Ван Гога была трагична, полна бед и унижений.
    «Неистовый и волнующий». Самый «солнечный» из всех художников родился в самой унылой и дождливой провинции Нидерландов — Северном Брабанте. Отец художника был лютеранским пастором. В семье было шестеро детей. Между Винсентом и его младшим братом Тео возникла особая духовная близость, которая переросла в дружбу на всю жизнь.
    В ранней юности Винсент пытался работать комиссионером фирмы Гу-пиль, торгующей картинами. Служил в Гааге, Брюсселе, Лондоне, Париже. Недовольство собой и официальным искусством приводит юношу к Богу. Три года Ван Гог служил проповедником в небольшом шахтерском поселке, пытаясь защитить интересы униженных бесправием людей. К этому периоду относятся его первые художественные опыты. Изгнанный с поста пастора, Винсент переезжает в Париж, где изучает японскую гравюру, посещает художественную школу, знакомится с импрессионистами. Из Парижа Винсент переезжает в южную французскую провинцию — Прованс, в Арль. Там он пишет цветущие персиковые сады, позднее — созревшие хлеба, виноградники. Он работает со страстью, по-прежнему очень быстро, добиваясь «высокой желтой ноты». Художника можно назвать солнцепоклонником. «Те, кто не верует в здешнее солнце, просто нечестивцы!» — восклицает он в одном из писем.
    Один из критиков назвал Ван Гога «неистовым и волнующим».
    «Едоки Картофеля». Первая большая, со сложной композицией, картина Ван Гога. Работы того времени далеки от ярких красок, которые впоследствии будут так характерны для этого художника. Цвета «черного мыла» и табачной жижи — вот фон невыносимого существования брабантских крестьян.
    На картине изображена семья, собравшаяся поужинать отваренными картофельными клубнями. Это не идиллические пейзане академической живописи. Художник намеренно исказил их лица, чтобы подчеркнуть, как унизительный труд и унылая, бездуховная жизнь уродует людей. Картина написана в мрачной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой земли.
    Вверху, в центре, — примитивная лампа, единственный источник света. И свет этот — блеклый и сумрачный, бросающий лишь отдельные блики на странно вытянутые лица персонажей картины.
    Арль. Виноградники и подсолнухи. В Арле задумана и воплощена в жизнь целая серия «Подсолнухов». В Лондонской национальной галерее представлены «Подсолнухи», написанные в Арле в 1888 году. Полотно вобрало в себя всю хроматическую гамму солнечного света. Цветы, которые сам художник сравнивал с готическими розетками, заполняют практически все живописное пространство. Лепестки соцветий закручены подобно солнечным протуберанцам. Часть подсолнухов уже облетела, что заставляет зрителя размышлять об отчаянной быстротечности жизни. Насыщено горячим светом полотно «Красные виноградники», где цвета южной земли, яркая одежда работников, коричнево-красные и золотые тона листвы сплетаются в жизнеутверждающую цветовую симфонию. Виноградники были излюбленным сюжетом художника: «...зеленые, пурпурные, желтые с фиолетовыми гроздьями, с черными и оранжевыми побегами...».
    Цвет для Ван Гога не только средство отображения натуры, не только формальная пластическая задача. Цветом он выражает состояние своей одержимой стремлением к высшей истине души, пламень, сжигающий художника изнутри.
    «Пейзаж В Овере после дождя» (1890). Полотно дышит редкой для Ван Гога умиротворенностью. Оно словно напоено влажным воздухом. Излюбленные желтые тона приглушены, сиреневая, зеленовато-голубая гамма напоенных влагой грядок оживлена бодрыми красными тонами построек. Не различить седока в повозке, что мирно катится по светлой дороге. Этот пейзаж — словно мечта о тихом и спокойном состоянии духа.
    Великолепие и ужас ночи. «Ночью я выхожу писать звезды...» — сообщает Ван Гог в одном из своих писем. Кипарисы в пейзаже «Звездная ночь» напоминают темное пламя. Небо над ними — это дышащий, живущий, таинственный Космос. Огромные спиралевидные потоки света создают впечатление, что звезды рождаются или гибнут прямо сейчас, на наших глазах.
    «Мне кажется, что ночь живее и богаче по свету, чем день...» — пишет художник брату.
    Живопись Ван Гога пастозна: красочный слой рельефен, накладывается щедрыми мазками. Художник не добивается гладкописи, с яростью и страстью выплескивает он свой мир на полотно.
    Одиночеством и тревогой исполнена картина «Ночное кафе» (1888). Свет ламп под потолком беспощаден и бездушен. Почти все столики пустуют. Отдельные одинокие фигуры лишены индивидуальности. Пропорции далеки от классических: огромную площадь занимает изображение дощатого грязно-желтого пола. Это ничем не занятое пространство словно кричит о внутренней пустоте и беспомощности завсегдатаев кафе. Бильярдный стол на толстых коротких ножках вызывает ассоциации с гробом. В таком кафе можно сойти с ума! Именно такого эффекта и добивался художник.
    Портреты и автопортреты. Ван Гог обладал своеобразным видением человеческой психологии, которую передавал через линию и цвет. С «Портрета папаши Таити» (1887—1888) смотрит на нас коренастый человечек со сложенными на животе по-крестьянски крупными руками. Живописцу удалось передать добросердечие и простодушие персонажа — владельца небольшой лавки, покровителя художников. Фоном для фигуры служат японские гравюры. «Портрет доктора Гаше» (1890) сине-голубой колористической гаммой подчеркивает мудрость и печаль личности, изображенной на портрете.
    В «Автопортрете» Ван Гога все насыщено внутренней тревогой. И фон, и лицо выполнены экспрессивными, струящимися мазками, полотно словно вибрирует, передавая неуемную энергию и напряженную духовную жизнь художника.
    Человек с отрезанным ухом. В Арль к Ван Гогу приезжает Гоген. Винсент счастлив! Он давно ждал этого. Совместная работа, творческие споры, жизнь, наполненная смыслом... Но между друзьями часты ссоры. Гоген подавляет Ван Гога, раздражает, наконец, просто превращается во врага! К тому же оба приятеля пристрастились по вечерам пить абсент, что невероятно расстраивает психику Ван Гога. Безумие уже на пороге. Однажды в кафе Винсент швыряет приятелю в голову стакан с абсентом. В другой раз — бросается на Гогена с бритвой. Гоген испугался опасного соседства и переехал в гостиницу.
    Осознав ужас своего поступка, Ван Гог оставшись в одиночестве, обращает агрессию на себя и той же бритвой отсекает себе ухо. Все комнаты и лестницы в доме залиты кровью.
    Художник кое-как сделал себе перевязку, а ухо отмыл от крови и вложил в конверт. «На память обо мне»,— сказал он, передавая конверт с ужасным содержимым своей тогдашней подруге Рашели.
    Несчастный безумец был отправлен в больницу.
    Позднее Ван Гог написал «Автопортрет с отрезанным ухом».

 

 

Последние статьи нашего сайта

Картины Сезанна, Дега, Гогена и Ренуара из коллекции Амбруаза Воллара, спасенные от нацистов в 1939 году, будут проданы на аукционе 
Аукционный дом Sotheby's выставит на торги в Лондоне и Париже картины крупнейших французских художников XX века из коллекции знаменитого французского коллекционера и мецената начала века Амбруаза Воллара. Картины Сезанна, Дега, Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо и других известных художников впервые увидели свет после того, как 70 лет назад были спасены от нацистов помощником коллекционера, хорватским евреем Эрихом Шломовичем.
  читать

Нью-Йоркский Метрополитен Музей впервые открывает публике полную коллекцию хранящихся здесь работ Пабло Пикассо 
Нью-йоркский музей Метрополитен в апреле впервые открывает публике полную коллекцию хранящихся здесь работ Пабло Пикассо, многие из которых были неизвестны или принадлежность которых кисти знаменитого испанца не была подтверждена - до сих пор такие работы хранились в запасниках, сообщает корреспондент РИА Новости.
  читать 


Коллекция икон стоимостью в $30 млн исчезла из музея "Царицыно" 
Принадлежавшая известному собирателю старины Михаилу Де Буару (Елизаветину) частная коллекция икон, стоимость которой оценивается в 30 миллионов долларов, исчезла из Государственного музея-заповедника "Царицыно", где находилась на хранении.  
  читать 

Московская биеннале наградила африканского художника премией, которую лучше не получать 
Художник из Бенина - Ромуальд Азуме стал лауреатом премии Московской биеннале современного искусства, сообщил журналистам в четверг придумавший премию московский художник-концептуалист Юрий Альберт.
  читать 

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005