Загадка двух Ван Дейков разрешилась |
Между 1618 и 1621 годами в антверпенской мастерской знаменитого фламандского художника Антониса Ван Дейка (Antoon van Dyck) были созданы два холста, ставшие предметом многолетнего профессионального спора аж через три с лишним столетия после своего появления на свет. Мало того что их объединяет название — «Святой Иероним с ангелом», так они еще и похожи друг на друга как две капли воды. Один из них сейчас хранится в Национальном музее Швеции в Стокгольме, а второй принадлежит коллекции Фонда Виллема ван дер Ворма и на данный момент экспонируется в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме. Уже почти 40 лет ученые спорят о том, какое из этих двух полотен является оригиналом, а какое — более поздней копией. Последние научные исследования позволили поставить окончательную точку в этой дискуссии.
Стокгольмская версия «Святого Иеронима» в 1746 или 1747 году попала в коллекцию шведской королевской семьи: ее купил король Адольф Фредрик (Adolf Fredrik). С 1792 года картина экспонируется в Национальном музее в Стокгольме. Роттердамская версия первоначально принадлежала Рубенсу (Peter Paul Rubens), наставнику Ван Дейка, а затем долгое время оставалась в частных коллекциях. На протяжении XIX и большей части XX века ее почти никто не видел, и лишь в 1972 году, когда Фонд ван дер Ворма передал ее на экспозицию в Роттердам, о ней узнали широкие научные круги. С тех самых пор ученые и ведут спор о том, какая работа появилась первой.
В феврале 2009 года, после продолжительных работ по консервации обоих произведений, их впервые сравнили друг с другом. Исследования проводились в Национальном музее Швеции. Обнаружилось, что роттердамская версия находится в лучшем состоянии, а вот стокгольмская была повреждена в результате предыдущих реставраций, из-за которых несколько стерлись лица персонажей и складки на плаще Святого Иеронима. Специалисты также сделали анализы образцов краски и изучили оба полотна с помощью рентгеновского и инфракрасного излучения. Результаты показали, что на роттердамском холсте имеются некоторые детали, впоследствии закрашенные автором, которых нет на стокгольмском. В частности, на рентгенограмме удалось рассмотреть, что первоначально плащ Святого Иеронима был длиннее и оставлял незакрытыми только ступни святого. Также были выявлены значительные изменения в написании фигуры ангела.
Эти факты, а также то, что в роттердамской картине техника наложения мазков более свободная, привели ученых к выводу о том, что она является оригиналом, а стокгольмская — копией.
Теперь специалистам осталось выяснить, какая часть работы над стокгольмским полотном была выполнена самим Ван Дейком, а какая — его учениками. По словам куратора Музея Бойманса Фрисо Ламмертсе (Friso Lammertse), для этого необходимо тщательно изучить и сравнить ранние работы Ван Дейка. (По одной из версий, копия эта могла быть выполнена даже в XVIII веке; тем интереснее работа, которая предстоит искусствоведам.)
|
Интересные статьи
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)
Человек-легенда. Виднейший представитель сюрреализма, график и живописец, поэт, писатель, эссеист, лектор. Он был творцом и режиссером своей жизни. Родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерас. В 1922 году, переехав вместе с отцом и сестрой в Мадрид, юноша увлекается живописью. Он преклоняется перед творчеством старых мастеров.
читать все
Давид (1748-1825)
Жак Луи Давид — французский живописец, наиболее выдающийся представитель неоклассицизма. В 1781 году был принят в члены Королевской академии. Согласно правительственной программе, поощряющей работы, «оживляющие добродетели и патриотические чувства», Давид получил заказ на монументальное полотно «Клятва Горациев».
читать все
|
|
ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ |
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать
Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать |
Реклама на сайте |
. |
Партнеры и партнерские ссылки |
. |
|