главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Василий Суриков

    Отличающееся чуткостью, живым восприятием постоянно меняющейся, движущейся истории, искусство передвижников стало для нас одним из ценнейших исторических источников, в котором отразились объективные процессы развития русского общества второй пол. XIX — начала XX века.
    Революционные события современности и бессмертные страницы истории нашего народа, далекие события героического прошлого — таков диапазон интересов художников исторической живописи второй половины XIX века.
    
    Пламенные и гневные лица стрельцов, исступленная непокорная Морозова, полное глубоких раздумий лицо Степана Разина, трагический образ Меншикова и целая галерея сподвижников Ермака — все это портреты, удивительные по силе постижения характера, по глубине раскрытия внутреннего мира.
    На всю жизнь сохранит в памяти будущий художник впечатления детства, образы суровых и сильных людей — предков Сурикова. Очень рано проявится у него интерес к русской старине, к чтению исторических романов.
    Приехав в 1869 году в Петербург для поступления в Академию художеств, Суриков оказался в обстановке активной подготовки к празднованию юбилея Петра I. Личность царя, его деяния привлекали внимание многих историков, но оценивали его по-разному.
    Каждое действующее лицо выступает как часть большого целого. А главное в картине для художника — народ, его стойкость и мужество. Как народную драму решал Суриков это полотно, и в этом огромная заслуга художника как мастера исторической живописи.
    Когда смотришь на картину, создается впечатление удивительной жизненности всей сцены. Добиться такой правдивости и достоверности изображенного — не простое дело! Суриков запечатлел всего несколько десятков фигур, а создается ощущение огромной массы народа. Каким же образом художник достигает подобного впечатления?
    Прежде всего психологической выразительностью каждого образа, исключительным богатством ракурсов, умением показать в картине обобщенное целое, используя разные средства. Мы видим головы людей, часть их фигур, руки, поднятые над толпой. Воображение зрителя дополняет недостающее, и создается впечатление, что в картине гораздо больше людей и предметов, чем их изображено и чем могло бы в действительности поместиться на таком пространстве.
    Огромное значение в композиции картины приобретает архитектура; связь ее со всем происходящим самая непосредственная. Уже в первых набросках художника имелся силуэт храма Василия Блаженного. Беспокойному силуэту собора противопоставлены
    строгие, четкие, прямые контуры кремлевских башен, так же как мятущаяся народная толпа противопоставлена напряженной фигуре решительного и гневного Петра, выделяющегося на фоне кремлевских стен.
    Некоторая тревожность настроения достигаются художником благодаря сочетанию тонко сгармонированных цветов. Великолепно передано хмурое осеннее утро, когда едва заметно начинает светлеть восток.
    «Утро стрелецкой казни»—первая большая работа художника. До ее появления на девятой передвижной выставке в 1881 году имя Сурикова мало кому было известно. Но тем не менее наиболее чуткие критики-художники сразу по достоинству оценили это произведение, начинавшее новую эпоху в исторической живописи.
    Так безоговорочно и горячо приветствовал великий русский художник первое триумфальное выступление другого национального гения. Как видно из слов Репина, он выступал не только от своего имени, но и от лица всех членов Товарищества передвижных выставок.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
77+6=


Другие статьи из раздела:

«Покорение Сибири Ермаком»
Проблема «герой и народ», волновавшая Сурикова, в полный рост встала пред ним в этот период. С полным пониманием роли выдающейся исторической личности Суриков показывает единство народа и героя. Это особенно заметно в картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Государственный Русский Музей). В ней как бы оживают...
читать статью

«Боярыня Морозова»
Следующей значительной картиной Сурикова была «Боярыня Морозова» (1887, Третьяковская Галерея). Первые наброски относятся к 1881 году. Чем привлек художника образ Морозовой, какие черты ее характера были близки и созвучны ему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории.
читать статью



Известные художники

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин В.В. родился в Череповце (1842) в семье помещика. В восемь лет родители отдали Василия в кадетский Малолетний корпус. Окончив его (1853), он перевелся в морской кадетский Петербургский корпус. ....
читать
Вирсаладзе Симон Багратович
Вирселадзе С.М. родился в 1908, в Тбилиси. Свою будущую профессию (театральный художник) он начал осваивать в Тифлисской АХ. Затем Вирселадзе продолжил обучение в московском ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/vasilii_surikov_fVp8c_f4K.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/vasilii_surikov_fVp8c_f4K.html on line 116