главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Былины земли Русской. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Былины земли Русской. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Былины земли Русской. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

    Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе в большой патриархальной семье деревенского священника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училише. а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.
    Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Вышивка, резьба по дереву, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники — все это привлекало любознательного мальчика. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.
    На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств. Написав две жанровые картинки — «Молочница» и «Жница» (1867), Васнецов разыграл их в лотерее и на вырученные деньги поехал в Петербург, где в 1868 году становится учеником Академии.
    Начинал Васнецов как художник-жанрист («Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнезда», «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру»). В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей «простых сословий». Их он постоянно зарисовывает в свой альбом.
    В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. «Когда я приехал в Москву, — писал он, — то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». В Москве художник обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Еще в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз «Княжеская иконописная мастерская».
    «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории», — писал Васнецов.
    Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы. Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы.
    От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо темной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные желтые, голубые, красные и серо-зеленые цвета.
    Некоторое время мастер живет и работает в Киеве, куда его пригласили для росписи Владимирского собора.
    В 1891 году Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П. М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С. И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту — строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной «Богатыри», эскиз к которой был сделан много лет назад.
    На Десятой передвижной выставке 1897 года экспонируется его картина «Царь Иван Васильевич Грозный». Любопытно, что образ царя был списан с Ф.И. Шаляпина, сыгравшего роль Ивана Грозного в опере Н. А. Римско-го-Корсакова «Псковитянка». На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет. В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами — «Баян» (1910), «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» (1918), «Кашей Бессмертный» (1917-1926), «Царевна Несмеяна» (1914-1926). Все эти работы представлены в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве.
    Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.
    «Аленушка» (1881). Одно из лучших своих творений — «Аленушку» Васнецов написал на сюжет русской сказки.
    Он не буквально воспроизводит и тем более не иллюстрирует сказочный сюжет, а глубоко проникает в его эмоциональный строй. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд — все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она скорбит вместе с героиней и вместе с тем пытается ее утешить.
    Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира. Картина «Аленушка» — одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью русской природы.
    «Богатыри». Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех популярных героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Суровость и мощь Ильи, добросердечие Добрыни и юношеская мечтательность Алеши составляют неделимое целое индивидуального союза богатырей.
    Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски — зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами.
    В этой картине в полной мере проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Богатыри» заняли почетное место в Третьяковской галерее.
    Васнецов в архитектуре и театре. В Абрамцеве, где работали и общались многие выдающиеся русские художники и литераторы, Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке «Снегурочка.
    «Никогда еще фантазия, — писал Стасов о декорациях «Палаты Берендея»,— не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену Частной оперы С.И.Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов. Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ — фриз «Каменный век», созданный Васнецовым для Московского Исторического музея.
    Для этой церкви он написал много икон. Например, для Владимирского собора в г. Киеве он написал такой же образ Богоматери, лишь увеличив его в 8 раз.
В 1885 году его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником Древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей — Владимира, Андрея Бого-любского, Александра Невского, Дмитрия Донского. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры.
    Напряженная работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал картину «Иван-Царевич на Сером волке» и представил ее на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к лермонтовской «Песне про купца Калашникова» (1891).

 

 

На антикварном рынке Парижа разгорается скандал<br>Сотрудники старейшего аукционного дома Drouot постоянно обкрадывали своих клиентовНа антикварном рынке Парижа разгорается скандал
Сотрудники старейшего аукционного дома Drouot постоянно обкрадывали своих клиентов 

На французском антикварном рынке разгорается скандал. В конце 2009 года сотрудники специального отдела полиции по борьбе с преступлениями в сфере искусства отыскали картину Гюстава Курбе "Волна".
читать
Аукцион произведений русского искусства на Sotheby's в Нью-Йорке принес свыше 13,7 млн долларов 
НЬЮ-ЙОРК, 2 ноября 2009г. Подлинным триумфом русского искусства стал аукцион в Нью-Йорке. На торги знаменитый дом "Сотбис" выставил 162 лота - живопись, графику, berlin.jpgграфии, документы и изделия из драгоценных металлов. Каждый лот нашел своего покупателя. Общая сумма продаж достигла 13 млн 794 тыс 275 долларов. В свою очередь, устроители аукциона по самым консервативным оценкам ожидали выйти на цифру 9 млн долларов....
читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005