главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Величайший интуитивист». Николай Рерих

    Совершенно новый аспект решения исторической темы находим мы в творчестве одного из глубоко самобытных художников рубежа XIX—XX вв. — Николая Константиновича Рериха. Воспитанник Академии художеств и Петербургского университета, ученик Куинджи, Рерих с детских лет был влюблен в красоту родной природы, в мир славянской литературы и истории, фольклора и археологии.
    После окончания юридического факультета университета археология навсегда останется для Рериха своеобразным источником постоянного вдохновения, средством воскрешения далекого прошлого. Задумав создать серию картин «Начало Руси. Славяне», Рерих в 1897 году выполнил первую — «Гонец «Восстал род на род» (Третьяковская Галерея) — одно из лучших своих произведений.
    Бесшумно скользит лодка мимо небольшого деревянного городища с постройками, крытыми тростником. Тих и спокоен ночной пейзаж, залитый лунным светом, окутанный сине-зеленым сумраком и воздушной дымкой. Но во всей безмятежной сонности тихого пейзажа, в таинственности лунного сияния ощущается настроение тревожности, напряжения. Оно усиливается колористическим строем картины — беспокойными контрастами лунного освещения с его холодным сиянием и глухими глубокими тенями.
    Вестники в лодке спокойны, их движения неторопливы. Они слиты с природой, составляя ее часть, точно так же как слиты с природой, словно растворены в ней жилые постройки. Уже в этой картине проявились характерные для раннего периода творчества Рериха черты: умение видеть природу глазами людей, живущих среди нее.
    Чувствовалось, что Рерих выступал последователем и учеником Куинджи, что он преклонялся перед полотнами Сурикова и Васнецова. Успешно начатая серия «Начало Руси. Славяне» была продолжена в последующие годы созданием таких картин, как «Сходятся старцы в поход» (1899, Третьяковская Галерея), «Красные паруса» и «Поход Владимира на Корсунь» (обе — 1900, Государственный Русский Музей), «Идолы» (1901, Государственный Русский Музей), «Заморские гости» (1901, Третьяковская Галерея; вариант 1902 года — Государственный Русский Музей) и др.
    
    В картинах Рериха нет иллюзии реальной жизни, точной протокольной передачи археологических подробностей прошлого. Его произведения — всегда сплав фантазии художника и исторической достоверности, но он умел найти меру такого соотношения, и потому Рерих, как никто другой, сумел воссоздать неповторимый и уже исчезнувший в XIX веке колорит далекой языческой Руси. Именно языческой, славянской, уходящей корнями в далекое прошлое.
    В древнем славянстве, в бесклассовом обществе, в патриархальном мире, в гармоническом слиянии человека и природы виделся Рериху золотой век человечества, здесь воплощались его нравственные идеалы; здесь было то, чего так не хватало. Это не было уходом от жизни и моделированием идеального общества.
    Это были глубокие, в немалой мере научно обоснованные поиски исторических основ общности человеческих стремлений на ранних стадиях развития культуры, основ поступательного процесса в развитии цивилизации.
    Рерих не идеализировал прошлое, а создавал своеобразные фантазии на исторические темы, всегда используя при этом все имеющиеся материалы по истории языческой Руси. В художественном строе его картин большая роль отводится природе, земле и небу.
    Он любил изображать мир словно с высоты птичьего полета или просто с высокой точки зрения. На полотнах Рериха широкие просторы земли, могучие реки, ширь морей, озер, лугов и лесов. Среди этой огромной, величавой природы видны примостившиеся строения и жилища людей, сурово стоят исполинские частоколы.
    Каждая картина Рериха — это как бы окно в далекий, полный фантазии, сказочно прекрасный мир.
    По синему морю, по пути «из варяг в греки» плывут заморские гости, плывут мимо северных земель, мимо города на высоком берегу («Заморские гости»), и, кажется, оживает царство Садко и Гвидона, мир русских былин и сказаний, когда смотришь на эту яркую, декоративную, насыщенную по цвету картину, связанную с традициями народного творчества.
    Выразительность и ясность композиции, простота и лаконичность рисунка, приподнятая активность цвета заслуженно выделяют это произведение в творчестве художника.
    В конце XIX — начале XX века вместе с широким распространением картин о событиях далекого прошлого видное место в искусстве занял также исторический пейзаж. Чаще всего он был связан с изображением архитектуры давно ушедших веков, древнерусских храмов, крепостных стен, жилых построек.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
25-5=


Другие статьи из раздела:

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Третья большая историческая картина Репина отличается от предыдущих. Это знаменитое историческое полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891, Государственный Русский Музей), в которой художник героем картины сделал народ, отстаивающий свою свободу и независимость. В основе этой работы —...
читать статью

«Покорение Сибири Ермаком»
Проблема «герой и народ», волновавшая Сурикова, в полный рост встала пред ним в этот период. С полным пониманием роли выдающейся исторической личности Суриков показывает единство народа и героя. Это особенно заметно в картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Государственный Русский Музей). В ней как бы оживают...
читать статью


Свежая информация ремонт усилителя у нас.

Известные художники

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин В.В. родился в Череповце (1842) в семье помещика. В восемь лет родители отдали Василия в кадетский Малолетний корпус. Окончив его (1853), он перевелся в морской кадетский Петербургский корпус. ....
читать
Вирсаладзе Симон Багратович
Вирселадзе С.М. родился в 1908, в Тбилиси. Свою будущую профессию (театральный художник) он начал осваивать в Тифлисской АХ. Затем Вирселадзе продолжил обучение в московском ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/velithaishii_intuitivist_niko.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/velithaishii_intuitivist_niko.html on line 115