главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Венецианская школа живописи

    Венеция со своей манерой письма «мадонн» веками сохраняла культурное господство в восточном Средиземноморье: сквозь орнаментальную, почти восточную вязь их композиционных построений нет-нет да пробьется необычайно смелый поворот фигуры, отвесно ниспадающий рукав одежды или более плавный ритмический мотив, свидетельствующие о стремлении этих живописцев извлечь из золотистых гроздьев византийского искусства пряный сок если не с итальянским, то по крайней мере франко-венецианским ароматом.
    На эти особенности венецианского искусства следует, на мой взгляд, обратить внимание в будущем, но это делается уже и сейчас. Полезно также вспомнить о тех произведениях искусства, которые попадали в Венецию непосредственно с материка и Апеннинского полуострова.
        Заслуживает внимания также уважительно-вдумчивая интерпретация этих идей, данная некоторое время спустя Джусто ди Менабуои, который из флорентийца стал падуанцем.
    Из Тревизо можно было бы привезти по крайней мере одну из прелестнейших житийных историй Томмазо да Модена. Конечно, гораздо труднее было бы получить из Триеста сохранившийся фрагмент из абсиды церкви Сан-Джусто, с тем чтобы решить, принадлежит ли он кисти кватрочентиста Байетто или является остатком более раннего, тречентистского слоя, расписанного каким-нибудь великим болонцем.
    Все это наиболее трогательные черты венецианской живописи XIV века — и они стали бы для всех очевиднее, окажись на выставке один из наиболее поразительных живописцев местной школы второй половины XIV века — Николетто Семитеколо.
    
    Выступивший на сцену десятилетием позже Якобелло дель Фьоре, намного более интересный в житии святой Лючии из Фермо, в «Поклонении волхвов» из Стокгольма или триптихе из Венецианской Академии, мало что дает для прояснения этого вопроса в позднем алтаре из Кьоджи. Лучше, пожалуй, выйти на минуту на балкон, чтобы бросить взгляд на вереницу ангелов, изображенных в те же годы на арках собора святого Марка в дополнение к ранее существовавшим фигурам. Перед нами плотная масса молящих, заключенных в золотое обрамление.
    Почти то же самое зрелище предстанет перед нами, когда по возвращении в зал мы устремим взор на ангелов, окружающих престол в «Короновании девы Марии», поступившем сюда из Ровиго как произведение Никколо ди Пьетро, который явно мог быть другом Джентиле да Фабриано и современных ему живописцев из Праги и Кёльна. Но поскольку по прошествии стольких веков исчез всякий след пребывания уроженца Фабриано в Венеции, то, пожалуй, можно было бы поставить Никколо в ряд с другими венецианцами того времени, типа малоизвестного Дзанино ди Пьетро.
    Правда, мы не можем ничего сказать о недошедших до нас произведениях последнего, и нам придется остановиться на блестящей серии гобеленов со страстями Христовыми из музея Сан Марко, наверняка выполненных на основе его картонов (техника исполнения которых была намного свободней и выразительней, чем мозаичная), являвшихся еще одним несомненным признаком северных, а не левантийских влияний в Венеции.
    К 1440 году здесь впервые забрезжил свет занимающегося дня, еще ярче оттенившего новые образы нарождавшейся живописи. В центре ее были уже не изысканно-утонченные герои приходящего в упадок мира, а представители человечества, представшего вдруг во всей своей наготе и неприкрашенности, словно по выходе из первобытных пещер или из рук Создателя, вылепившего это существо из глины и воска — этот венец своего творения и обитателя райских кущ на земле.
    Первыми примерами этого искусства были, скорей всего, произведения старого Мазолино, кочевавшего по городам Северной Италии, да Паоло Уччелло, не обретшего еще своего лица в «Героях» из дома Виталиани в Падуе. К этим же образцам близок и Антонио Виварини со своей «Мадонной» из Падуи, являющейся, на мой взгляд, центральной частью триптиха, находившегося одно время в церкви Сан Моизе в Венеции (створки его — это, видимо, четыре святых из Лондонской Национальной галереи). Новое освещение придает здесь новую материальную осязательность этой нежно-умиленной небесной царице, оттеняя мягкость ее тяжелой мантии, гладкую поверхность инкрустированного престола, но не проникая в «пейзажный задник» с тонущим в сумраке небосводом.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
77+6=


Другие статьи из раздела:

Итальянская живопись первой трети кватроченто
Когда речь идет о флорентийском искусстве первой трети кватроченто, то обычно, опережая события, освещают его в духе революционных новшеств, внесенных Донателло и Мазаччо, и при этом забывают, что в те годы даже в самой Флоренции превалировало и высоко ценилось искусство мастеров так называемого «интернационального...
читать

Пространство у Джотто
Художественная критика, обычно столь благоволящая к примитивистам, за редкими исключениями и с явной неохотой обращалась к своеобразнейшему случаю двух «оптических обманок» в падуанской капелле Скровеньи (точнее говоря, на плоскостях триумфальной арки, где снизу вверх идут противостоящие друг другу «Иуда, получающий...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/venetcianskaya_shkola_zhivopi.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/venetcianskaya_shkola_zhivopi.html on line 116