главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Выдающиеся произведения

    Став академиком, Тропинин вернулся в дом графа Моркова, откуда забрал своих пока еще крепостных родных и переехал в маленькую квартирку с мастерской близ Волхонки. Там он в свои сорок семь лет наконец начал жизнь свободного профессионально­го художника. Известный портретист не стал обзаводиться шикарным домом с лакеем и горничной. Васи­лий Андреевич, его жена Анна Ивановна и сын Арсе­ний предпочитали самостоятельно готовить себе еду и лично, без церемоний встречать гостей, многие из которых были высокого звания и ранга.
    

    Портрет А. В. Киселева. 1834
    
    В картине «Золотошвейка» (1826, Государственная Третьяковская галерея, Москва), написанной в новом доме, мастер создал еще один образ молодой и красивой работницы. Черноволосая девушка с крас­ным платком на плечах вышивает золотой ниткой на натянутой белой ткани. Она словно обернулась и с иголкой в руках замерла на мгновение, глядя на зрителей. Этот портрет занятого работой человека, напол­ненный блеском шелка и юной женской красотой, был с восторгом принят зрителями и критикой, как и предыдущий.
    Среди новых заказчиков Василия Андреевича по­явились не только московские купцы и благородные господа, но и известные на всю страну деяте­ли искусства. В 1827 художник выполнил «Портрет А. С. Пушкина» (Всероссийский музей А. С. Пуш­кина, Москва), который поэт хотел подарить своему Другу Сергею Александровичу Соболевскому. Тропинин стремился передать гордый и свободный дух гения. Пушкин представлен в халате с расстегнутым воротом белой рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Величавая осанка, поворот голо­вы и задумчивый взгляд придают образу романтич­ность и монументальность.
    Точно так же как в другом портрете великого поэ­та, выполненном Кипренским, Тропинин изобразил на правой руке Пушкина, лежащей на бумагах, два перстня. Один из них - подарок Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, жены генерал-губернатора Новороссийского края и наместника Бессарабии, в которую Александр Сергеевич был тайно влюблен и чей перстень считал талисманом.
    У этого портрета оказалась странная судьба. Разные мастера сделали с него несколько копий, а затем под­линник пропал. Он появился в Москве только за не­сколько лет до смерти Тропинина. Работу случайно нашел и купил в нищей меняльной лавке директор московского архива министерства иностранных дел князь Михаил Андреевич Оболенский и туг же принес художнику. Василия Андреевича попросили подтвердить подлинность произведения и отреставрировать его, так как портрет был сильно испорчен. Одна­ко автор отказался поновлять собственное творение, объясняя это тем, что «...не смеет трогать черты, по­ложенные с натуры...», и лишь почистил его.
    

    Портрет С.Н. Мосалова. 1836
    
    Надо сказать, что изображение портретируемо­го в халате или архалуке появилось в живописи еще до Тропинина, но именно этот мастер представлял своих моделей в таком виде чаще всего, придавая им черты жизнелюбия, открытости, чувствительности и сентиментальности.
    Василий Андреевич старался жить независимой от академической выставочной деятельности жизнью, и поэтому о его произведениях мало писала столичная художественная критика. Соответственно, Тропинин был далек от щедрых финансовых поощрений цар­ской семьи и других высокопоставленных благород­ных господ. Но он много и упорно работал и вскоре приобрел славу лучшего портретиста Москвы.
    

    Портрет М. Ф. Протасъева. 1840-е
    
    Мастер писал первых лиц города, богатых купцов и молодых дворян, стремясь запечатлеть в своих произ­ведениях их стремление к свободной непринужден­ной жизни. «Портрет С. С. Кушникова» (1828, Музей В. А. Тропинина и московских художников его време­ни, Москва), бывшего военного губернатора Москвы и члена совета городского воспитательного дома, представляет надменного, сдержанного, но в душе добро­го пожилого человека, «Портрет А. И. Барышникова» (1829, Государственная Третьяковская галерея, Москва) является образцом совершенно другого, открытого характера. Герой русско-турецкой войны 1828-1829, блестящий выпускник Московского университета изображен во время прогулки по своей усадьбе. Барышников стоит под деревом на первом плане, а за ним виден берейтор с двумя оседланными лошадьми. Дальше открывается парк с церковью и небом с лилово-розовыми облаками, освещенным закатным солнцем. Этот мотив художник использовал для при­дания произведению возвышенно-романтического настроения. Да и сам портретируемый своей непри­нужденной позой и задумчивой полуулыбкой представляет собой образ благородного героя-романтика.
      
   Портрет Е. П. Протасъевой. 1840-е


Тропинин стремился во всех своих моделях показать положительные душевные качества: доброту, ум, проницательность или веселый характер, как, например, в картине «Гитарист» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Открытый, мечта­тельный юноша показан в темном халате, небрежно накинутом на светлую рубашку. Легко и даже ласко­во он держит свою гитару. Этот портрет, как и мно­гие предыдущие, имеет благородный коричнево-жемчужный колорит, но отличается скульптурной четкостью форм.
     В «Портрете скульптора И. П. Витали» (1833, Го­сударственная Третьяковская галерея, Москва) мастер снова с помощью обстановки раскрыл харак­тер деятельности героя, а также попытался передать поэтически-возвышенную атмосферу, царящую во­круг Ивана Петровича. Тот с одухотворенным лицом, цвет которого выгодно оттеняет приподнятый ворот белой шелковой рубашки, кажется, вот-вот подкинет тяжелый молоток легким движением. Позади скуль­птора виден фрагмент созданной им мраморной статуи, а на столе возле нее небрежно сложены скарпели — необходимые инструменты для высекания форм. Портрет написан в приглушенной серо-коричневой гамме, что придает всему образу благородство и ро­мантичность.
    Постепенно в своих произведениях художник все активнее стал использовать яркие, порой даже крича­щие цвета. Например, в «Портрете графини Н. А. Зубовой» (1834, Государственная Третьяковская гале­рея, Москва), дочери знаменитого генералиссиму­са Александра Васильевича Суворова и весьма ко­лоритной особы. Немолодая графиня, сохранившая гордую осанку, сидит в свободной позе и насмешли­во смотрит на зрителей. Роскошь ее шелковых одея­ний с накинутым сверху норковым манто подчеркивает вызывающий малиновый меховой ток, украшен­ный большими страусовыми перьями. Когда-то пер­вая красавица Москвы, а в момент написания портре­та пожилая и своенравная вдова не пожелала забрать заказанный портрет, обвинив художника в том, что он намеренно не изобразил ее милой и привлека­тельной. Однако Василий Андреевич сумел донести до потомков многогранный характер женщины, сде­лавшей так много благотворительных дел для своего родного города.


Другие статьи из раздела:

Титулы и звания
Тропинин продолжал создавать заказные портреты, стараясь наделять своих героев некоторыми эмоциональными характеристиками. Таков «Пор­трет К. Г. Равича» (1823, Государственная Третьяковская галерея, Москва), в котором перед зрителя­ми предстает московский балагур и заядлый игрок. Образ порывистого и разудалого гуляки словно хра­нит еще следы разнузданного ночного...
читать

Элементы жанровости в портретах художника
Тропинин работал не только для частных лиц, но и для различных общественных организаций Москвы. Его приглашали писать групповые портре­ты Общество любителей сельского хозяйства и Ска­ковое общество, купеческие гильдии и театральные коллективы.
читать


Известные художники

Воробьев Максим Никифорович
Воробьев М.Н. родился в 1787. Он был сыном солдата, который дослужился до унтер-офицера, но нанявшегося после отставки в АХ смотрителем. Тут же получил образование Максим Никифорович. В 1798 го зачислили в архитектурный класс. Им руководил Тома де Томон. В 1809 Воробье закончил класс пейзажной живописи в АХ.
читать
Венецианов Алексей Гаврилович
Венецианов А.Г. родился в 1780 в столице, в купеческой семье. Его отец, Венецианов Гаврила Юрьевич, в церковных книгах значился греком, московским купцом. На рубеже семнадцатого – восемнадцатого столетий семья Венециановых переехала в Болгарию, затем в Нежин, оттуда – в столицу. Гаврила Юрьевич торговал ягодными кустами, ягодами для варенья, тюльпанными луковицами, видел Алексея...
читать
 Васнецов Виктор Михайлович
Васнецов В.М родился 1848 г. В деревенском доме семьи Васнецовых сочетались различные уклады жизни. Каждый вечер здесь рисовали, читали много журналов, книг, посвященных астрономии, естественным наукам. Отец, бабушка художника владели акварелью. Первым учителем рисования Виктора был его отец. Васнецов В.М. с детства проникся красотой народного искусства, поэзией поверий, преданий, народных...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/vidayusziesya_proizvedeniy.html on line 106

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/vidayusziesya_proizvedeniy.html on line 106