Видение после проповеди

В творчестве Гогена 1888 год является переломным. Художник наконец находит изобразительные средства, позволяющие ему в полной мере выразить свою индивидуальность. "Видение после проповеди" также известно под названием "Борьба Иакова с ангелом". Эта картина создана летом 1888 года и стала своеобразным манифестом синтетизма — нового упрощенного и экспрессивного стиля в живописи. Большие пятна чистого, насыщенного цвета, выразительные темные контуры, упрощенные мотивы, необычная перспектива...
При написании этого полотна Гоген использовал новации Эмиля Бернара (1868— 1941), отраженные в его картине "Бретонки с зонтиками", а также мотивы, позаимствованные у японского художника Хокусаи (изображение женщин, неестественно наклоненное дерево, борющиеся фигуры).
Тем не менее, Гоген создал полностью оригинальное произведение. Кроме удивительной компиляции разнообразных заимствований, он изобретательно соединил в картине два уровня действительности: молящихся бретонок и впечатляющую борьбу Иакова и ангела.

Некоторые критики (например, Альбер Орье) считают "Видение после проповеди" манифестом символистов, а самого Гогена — родоначальником символизма. "
Я думаю, что достиг в образах людей большой простоты, выражения безыскусности и суеверия, — писал Гоген Винсенту Ван Гогу. — Для меня в этой картине и пейзаж и борьба существуют лишь в воображении молящихся посте проповеди. Отсюда и контраст между реальными людьми и борющимися фигурами Иакова и ангела, которые нереальны и несоразмерны".
"Праздник Глоанек" — первый натюрморт Гогена, выдержанный в новом стиле. Написанное по случаю именин Мари-Жанн Глоанек, хозяйки пансиона в Понт-Авене, это полотно свидетельствует о ничем не ограниченной художественной свободе Гогена. Созданное год спустя после "Борьбы Иакова с ангелом" и по тем же канонам, стилизованное под японскую живопись, это произведение Гогена также идет вразрез с peaлизмом импрессионистов.