главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Виктор Васнецов

    Творчество Виктора Васнецова занимает особе место в русской батальной живописи. В Москве совершается переход художника от жанровой живописи к исторической. Постепенно он приходит к поэтическому решению темы, к созданию величаво-торжественной картины гибели русских воинов.
    Не историческая батальная сцена, а фольклорно-поэтический образ русской старины привлекает художника. Битва показана художником в «очищенном виде», без натуралистических подробностей боя. Главное для него — воссоздать в картине эпическое величие подвига, совершенного древними воинами. Именно поэтому Васнецов показал не убитых, а словно спящих воинов среди бескрайних южных степей, озаренных отблесками восходящей зловеще красочной луны.
    
    Внимание зрителя в картине привлекают два образа — юноши-княжича, пронзенного стрелой, и воина-богатыря. Одежды их красочны, нарядны, позы величественны, лица не обезображены смертью. Они воплощают героическую идею картины — прославление мужества и стойкости русских людей. Иначе изображены половцы: позы их некрасивы, печать злобы, дикости словно застыла на их лицах. Своеобразен живописный строй картины. Звучные желтые, голубые, красные, зеленые тона подчинены раскрытию характера каждого образа. Декоративность локальных цветов, используемая Васнецовым, идет от традиций древнерусского искусства, воскрешенных художником. Он выступает одним из первооткрывателей в русской живописи национального самобытного искусства прошлого.
    Герои других исторических картин Васнецова также связаны с легендами, былинами, поэтическими преданиями русского народа. В них раскрывается несгибаемая удаль, сила, мужество русских богатырей («Битва славян со скифами», 1881, Государственный Русский Музей); «Витязь на распутье», 1882, обе — Государственный Русский Музей).
    
    Кроме былинно-сказочных сюжетов, в творчестве Васнецова встречаются и собственно исторические. Таков его «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, Третьяковская Галерея), изображенный художником в духе тех народных представлений, которые дошли до нас в исторических песнях. Жестокий и непреклонный, сильный и гневный, высокомерный и мудрый — таким он выступает в описаниях современников. Васнецов, верный своему принципу, изображает прошлое в том виде, в каком оно дошло до нас по фольклорным источникам, — передает Ивана Грозного во всей сложной противоречивости его характера.
    В изображении художника Грозный — яркая колоритная личность, сильная и убежденная, вызывающая к себе уважение. Царь Иван показан во весь рост, он спускается по ступеням дворцовой лестницы. За оконцем видна зимняя многокрасочная Москва, звонкие яркие шатры ее деревянных церквей. Иван Грозный суров, взгляд его сосредоточен, полон подозрительной настороженности. Властно и твердо стоит он, опираясь на жезл. Богатая орнаментика нарядного парчового одеяния Грозного, пышные росписи стен и вышивки ковра сообщают особую «узорчатость» картине, сближающую ее с произведениями русского фольклора.
    В русской живописи работы Васнецова были совершенно необычным явлением. Его полотна открывали собой новую разновидность исторической картины. Их специфику обусловило обращение художника к фольклорно-поэтическому переосмыслению исторических фактов в русских былинах и сказаниях. Отсюда и стремление Васнецова к героизации прошлого, к созданию идеально прекрасных, возвышенных образов, отказ от всего обыденного, прозаического.
    Искусство Васнецова при всей своей самобытности тесно связано с идеями передвижничества, питается ими и восходит к ним.
      
    «Богатыри». Виктор Васнецов
    Вершиной богатырской сюиты Васнецова стала картина «Богатыри» (1898, Третьяковская Галерея).
    В степи среди бескрайних русских просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря; зорко и тревожно всматриваются они вдаль, «нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Колышет ветер пожелтевшую траву, гонит по осеннему небу грозные тучи, разметая гривы и хвосты богатырских коней. Твердо, непоколебимо стоят витязи, охраняя родную землю. Ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит незамеченной.
    
    Кто же они, эти защитники земли русской? Перелистывая страницы древних летописей, вчитаемся в поэтические строки народных былин и сказаний... Перед нами предстают созданные вдохновенной фантазией, творческим воображением народных певцов и сказителей любимые герои — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Память народная запечатлела их доблесть и мужество.
    В центре, на исполинском черном коне, восседает Илья Муромец. Подняв руку к глазам, он сосредоточенно всматривается вдаль. Уверенностью, силой и мощью дышит его ладная и могучая фигура. С удивительной легкостью держит он в руках многопудовую булатную палицу.
    Только зная народные былины и сказания, глубоко чувствуя и понимая их пленительную и поэтическую силу, можно было создать такой живой и выразительный образ Ильи Муромца. В былине рассказывается о необыкновенной силе Ильи, который один убил четыреста разбойников, истребил несметные полчища татар во главе с Идолищем поганым, одержал победу над Соловьем-разбойником.
    Другой герой картины — Добрыня Никитич. Он сын князя из города Рязани. Своей смелой борьбой со Змеем Горынычем да с Батыгой (ханом Батыем) прославился этот богатырь. Он выделяется в картине нарядностью одежды. Красив, строг и благороден Добрыня Никитич.
    Совсем по-иному был решен художником образ Алеши Поповича. Не мощью богатырской берет он верх над врагами, больше находчивостью, смекалистостью, ухваткой. «Алешенька, — говорит про него сам Илья Муромец,— хоть и силой не силен, да напуском смел...»
    Глядя на картину, не сомневаешься в том, что видишь живых богатырей, защитников древнерусской земли.
    Художник сознательно слегка поднимает линию горизонта, и зритель смотрит на всадников, выделяющихся на фоне темного и беспокойного неба, будто снизу вверх. Этот прием позволил ему с еще большей силой подчеркнуть монументальность образов. Для этой же цели Васнецов отказывается от многих подробностей и деталей в картине, которые бы только дробили целостное впечатление, отвлекали от главного.
    А как красиво, тонко и декоративно решена картина в цвете! Мы встречаем у Васнецова поистине творческое использование традиций живописи Древней Руси и иконописных шедевров. В 1898 году в Третьяковской галерее картина впервые была показана на выставке. Она была восторженно принята публикой, особенно молодежью.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
10*5=


Другие статьи из раздела:

Обращение к античному наследию в русском классицизме. Ф. А. Бруни
Враждовавшие между собой Рим и соседний город Альба-Лонга выставили на поединок, который должен был решить судьбу городов, по три воина. Римляне избрали трех братьев Горациев, а Альба-Лонга братьев Курациев. Победил Гораций, потеряв в бою двух братьев. Возвращаясь домой, он застает сестру, оплакивающую одного из...
читать статью

Лучшие батальные полотна первой половины XIX века
Если историческая живопись первой половины XIX века дает возможность представить ее творчеством самобытных, ярких художников, раскрыть характер их поисков и достижений, то батальная живопись этого времени, остающаяся в русле официального, академически традиционного искусства, подобных возможностей почти не дает.
читать статью



Известные художники

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин В.В. родился в Череповце (1842) в семье помещика. В восемь лет родители отдали Василия в кадетский Малолетний корпус. Окончив его (1853), он перевелся в морской кадетский Петербургский корпус. ....
читать
Вирсаладзе Симон Багратович
Вирселадзе С.М. родился в 1908, в Тбилиси. Свою будущую профессию (театральный художник) он начал осваивать в Тифлисской АХ. Затем Вирселадзе продолжил обучение в московском ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/viktor_vasnetcov_KKlgrSNn.html on line 120

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/viktor_vasnetcov_KKlgrSNn.html on line 120