главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Византийское искусство и его влияние на искусство Венеции и Нижней Италии

Страница №1

Из великого смешения народностей, которое произошло на Западе в середине 11-го века, в роли победителя выступила латинская раса, и именно ее язык остался признанным языком католической религии и всей западной науки и искусства. Новейшие народные языки, которые получили название романских, образовывались смешением латинского языка с языками немецких завоевателей, но исключительно в пределах Римской империи. Именно в то самое время стали появляться первые «завоеватели» рыцарской поэзии. В связи с этим с середины 19-го века стали немного поспешно величать романский архитектурный художественный стиль рассматриваемого времени. Но мало того, данное название распространилось на изобразительное искусство тех стран и государств, население которого не захотело что-то менять в своем языке и оставило его прежним. Но исследователи, за которых слово держит Стриговский, поставили очевидный вопрос: не стоит ли признать, что архитектурные стили, которые некоторые поколения именовался романским и ранее называвшийся попросту византийским, действительно зародился на Востоке?

 Разумеется, «византийский вопрос», то есть вопрос о влиянии византийского искусства на западное, получил совсем другой характер с той поры, как родиной так называемого романского искусства, искусства преимущественно монастырского, была признана не только Греция, но и более далекий Восток, где впервые появились монастыри. Впрочем, мы еще вернемся к затронутой нами теме. В отношении Италии византийский вопрос уже a priori решается проще, чем для Севера, вследствие того, что обширные области Италии, частью лишь незадолго перед тем отторгнутые от Византийской империи, в течение всей рассматриваемой нами эпохи находились, очевидно, в весьма сильной зависимости от христианского Востока.

Рис. 125. Инициал Е: а из византийских рукописей Берлинской Королевской библиотеки; б — армянской рукописи 1469 г. По Тикканену

Поэтому будет последовательно начать наш обзор с искусства именно этих областей Италии — Венеции на севере и нормандского государства на юге Апеннинского полуострова и в Сицилии. Как здесь, так и там одно существование удобных торговых путей на Восток указывает на оживленные художественные сношения с ним, облегчавшиеся для Нижней Италии, бывшей «Великой Греции», благодаря племенному составу ее населения.

Среди богатых древних приморских и островных городов, расположенных в северо-западной части Адриатического моря, первенствующее значение с 811 г. приобрела Венеция. Положение этого великолепного города среди лагун служило защитой его свободы. Предприимчивость граждан Венеции наполняла ее сокровищами всего мира. Свойственный венецианцам редкий художественный вкус постепенно делал их город одним из самых оригинальных и прекрасных на свете. Крылатый лев, символ патрона Венеции, апостола Марка, сделался эмблемой гордой «царицы морей», которая, по завоевании Константинополя ее дожем, Энрико Дандоло (1204), стала сильнейшей державой в Европе.

Отдельные сохранившиеся фасады венецианских дворцов романского стиля, каковы, например, Фондако де'Турки (ныне городской музей), палаццо Дандоло (Фарсетти) и палаццо Лоредан, еще доныне отражающие свои аркады в зеленых водах Большого Канала, свидетельствуют об искусстве, с каким венецианские зодчие сообразовали стиль дворцов с водяными улицами, на которых они выстроены. Уже вытянутые арки портика Фондако де'Турки указывают на восточное происхождение этой архитектуры. Венецианское церковное зодчество рассматриваемой эпохи представлено всего одним, но зато грандиозным сооружением — освященным в 1094 г. собором св. Марка. Его три абсиды и западно-восточные окружные стены, быть может, остатки незадолго до того (между 976 и 1008 гг.) построенной церкви. По своей форме собор св. Марка — центральное здание, византийский пятикупольный храм с крестообразным планом (рис. 126). Прототипами его можно считать, с одной стороны, церковь св. Апостолов, с другой — церковь св. Ирины в Константинополе. Четыре ветви креста, над пересечением которых возвышается главный купол, покоящийся на пандантивах, разделены каждая на три нефа. В середине каждой ветви стоят соединенные между собой огромными полуциркульными арками четыре массивных столба, поддерживающие малые купола.

Рис. 126. План собора св. Марка в Венеции. По Дегио и Бецольду

Страница 1 2 3 4 5 6 7



ИСКУССТВО ИТАЛИИ

Итальянская живопись эпохи дученто
В трактовке эпохи дученто специалисты, сами того не замечая, продолжают ломать копья по вопросу приоритета Сиены, Пизы или Флоренции. Известно, что всякий новоиспеченный миллиардер не успокоится, пока его частное собрание не пополнится мадонной Берлингьери или иконой Рублева, распятием из Сполето или каталонским...
читать
Этапы развития поздней итало-византийской живописи
Среди большинства живописцев с их механической и чуть ли не бюрократической приверженностью к схеме нам необходимо выделить тех, кто все же сумел преодолеть в себе эту слепую привязанность и отыскать путь или пути прямого самовыражения.
читать
Итальянский Проторенессанс
Гротеск, к которому сознательно обратились поздний Джунта Пизано, «Мастер святого Франциска», Коппо ди Марковальдо и близкий ему по манере автор «Ада» во флорентийском баптистерии (хотя, быть может, это одно и то же лицо), свидетельствует о желании этих художников довести до крайней экспрессивности весь набор...
читать
Новое эстетическое начало. Джованни Чимабуэ
В разработке сугубо религиозной темы уже достаточно черт, предвосхищающих драматический накал, который будет свойствен фресковым росписям в Ассизи. Немало можно было бы сказать и о самой манере письма. Например, о выполненных темными точечными мазками глубоких тенях у ноздрей и уголков рта, словно вырезанных резцом. ...
читать

Флорентийская живопись второй половины XIII века
Пространство у Джотто
Опыты с перспективой. Джотто ди Бондоне
Готический символизм. Стефано да Верона
Итальянская живопись первой трети кватроченто
Раннее Возрождение: Фрески церкви Дель Кармине, Мазаччо и Мазолино
Расцвет флорентийского искусства. Мазаччо
Этапы развития болонской живописи
Развитие болонской школы с первых десятилетий треченто
Раннее Возрождение в Италии
Пленительный гротеск. Амико Аспертини
Предельное изящество фигур. Франческо Приматиччо
Итальянский академизм. Аннибале и Людовико Карраччи
Новое открытие античности. Аннибале и Людовико Карраччи
Величайшие живописцы болонской школы: Доменикино, Альбани, Креспи
Феррарская школа живописи
Венецианская школа живописи
Великие венецианские живописцы. Джентиле Беллини
Раннее кватроченто в Италии: Витторе Карпаччо
Расцвет искусства Великого Возрождения: Тициан
Мифологические сюжеты Джорджоне
Блестящая манера Якопо Бассано
Многогранность экспрессивного гения. Якопо Тинторетто
Позднее Возрождение. Паоло Веронезе
Жизненная выразительность образов Джузеппе Креспи
Цикл «Семи таинств». Джузеппе Креспи
Формирование художественной манеры Пьеро делла Франческа
Раннее творчество Пьеро делла Франческа
Полиптих с «Мадонной делла Мизерикордия». Пьеро делла Франческа
Гармония форм. Пьеро делла Франческа
Венецианская живопись XVII века
Живописцы венецианской школы позднего барокко и рококо


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
Партнеры и партнерские ссылки
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005