главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Византийские портреты. Мотивы и сюжеты

    В среде феодальной знати он служил символом сверхчеловеческой силы и великих подвигов. Даниил Заточник молит бога дать его князю «Самсонову силу» для защиты Руси. В «Житии Александра Невского» говорится, что сила этого князя была частью силы Самсона. Библейский силач проникает и в русский былинный эпос. Здесь он входит в содружество могучих богатырей, стоящих на заставе богатырской, или выступает эпическим двойником Святогора. Отход от библейского канона, вероятно, связан со светским осмыслением образа Самсона.
    Несколько ниже Самсона, по другую сторону окна, находится рельеф с другим львиноборцем. Левой рукой он повернул голову зверя, а правой заносит булаву. Герой с булавой заставляет вспомнить Геркулеса, оглушившего ударом палицы льва Немейскойдолины. Композициопная связь рельефа с Самсоном подтверждает такое осмысление.
    У христианских писателей Самсон нередко ассоциировался с Гераклом. В Хронике Георгия Амартола в рассказе о Самсоне, который «руками раздеръ уста Львова», говорится, что эллины знали его под именем Иракла. В средневековой скульптуре схватка Самсона со львом и тот же подвиг Геркулеса иногда сопутствуют друг другу. На капители церкви в Муассаке (Южная Франция) рядом с Самсоном на льве помещен персонаж в тунике и плаще, который потрясает дубиной. На капители церкви в Лангре (Лотарингия) одетый Самсон с топором и обнаженный Геракл с дубиной держатся за гриву огромной головы льва. Геркулес, несущий убитого льва, помещен на боковом портале собора Борго Сан Доннино, где, подобно Самсону, играет роль стража входа.
    Композиция Дмитриевского собора необычна. Лев идет неторопливо, а человек изображен как бы в быстром беге. Он помещен не рядом со львом, а над ним — между головой и поднятым хвостом зверя. Вероятно, на образце, которым руководствовался резчик, оба компонента сцены что-то разделяло. Это подтверждает фигура Геракла с булавой. Она хорошо вписывается в круг. Скорее всего персонаж, заключенный в круглое обрамление, был изображен опустившимся на одно колено. Лишенный рамки, он выглядит «бегущим».
    Так, на льежском подсвечнике Геркулес с палицей, находящийся в округлом завитке, оба раза стоит на одном колене. По-видимому, на предмете, послужившем моделью, Гераклу предстоял лев. Чтобы достигнуть большей компактности группы, русский резчик соединил оба ее элемента, создав своеобразную композицию.
    Единоборство Геракла с немейским львом напоминает подвиги эпических героев, которые уничтожали львов «во множестве несметном». Победу над «страшнейшим среди хищников» приписывали легендарным богатырям начиная с древневосточного Гильгамеша. Тигры лижут прах у ног героев Фирдоуси — этих «сокрушителей львов». Витязи поэмы Руставели избивают львов, как птичек. В армянском эпосе «Львораздиратель Мгер» разрывает льва пополам. Зигфрид убивает льва на охоте в лесах Бургундии. Испанский Сид спокойно берет за гриву склонившегося перед ним хищника и сажает его в клетку. Рыцари короля Артура сражаются с тиграми, львами, леопардами, которыми средневековые поэты населяли леса Европы. «Лев рыкнет, кто не устрашится; а ты, княже, речеши, кто не убоится»,— говорит Даниил Заточник. на стене княжеского придворного храма подобное литературное сопоставление выражено в форме единоборства Геракла со львом.
    
    Третий рельеф того же цикла находится справа от окна, примерно на половине его высоты. Мужчина в узорчатой рубахе стреляет из лука в большую птицу, похожую на журавля. У нее длинный клюв, тонкая вытянутая шея, длинные и тонкие ноги.
    Фигура журавля позволяет истолковать композицию как битву Геракла со стимфалийскими птицами (третий подвиг). Согласно греческим мифографам, у этих грозных птиц были медные когти и клювы, а также бронзовые перья, которые они метали, как стрелы. Они гнездились в приозерных болотах возле аркадского города Стимфала и убивали людей и скот. Геракл победил птиц, сразив их из лука.
    Изображения этого эпизода средневековое искусство унаследовало от античного, где они двоякого рода: 1) стрельба в летящих птиц из лука и 2) битва с ними на земле при помощи палицы.
    На костяной шашке из Эрмитажа Геркулес стреляет из лука в отдаляющуюся птицу; рядом показаны поимка им керинейской лани и эриманфского кабана. на капители из собора Сан Сальваторе в Брешии (середина XII в.) за спиной Геркулеса, целящегося из лука в птицу, изображен немейский лев .
    В святочном культе долго сохранялись пережитки и необузданно веселых сатурпалий в честь бога посевов Сатурна (ему приписывали введение в Италии земледелия и виноградарства) с их гладиаторскими боями, охотами в цирке, жертвоприношением свиньи.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
25-5=


Другие статьи из раздела:

Рельефы с изображением подвигов Геракла
В композиции Дмитриевского собора осуществлен синтез обеих версий сюжета: лучник из-за дерева стреляет в журавля. Как на рельефе с Гераклом и львом, движения фигур явно не согласованы. Журавль неподвижно стоит, стрелок же изображен бегущим к нему. Здесь можно повторить предыдущее рассуждение. В оригинале лучник. ...
читать

Образы монастырских легенд в романском искусстве XII в.
Наступление мессианского «второго пришествия» предсказывают в 1000 г. «Великий страх» перед неизбежной «кончиной мира» овладевает умами. В эпидемиях, хозяйственной разрухе, вражеских набегах — норманнов с запада, венгров с востока, арабов со стороны Средиземного моря — усматривают начало конца, предвестников...
читать


Реклама для сайта японские автокресла для детей.

Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/vizantiiskie_portreti_motivi_.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/vizantiiskie_portreti_motivi_.html on line 116