главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Византийский орнамент. Дигенис и Евдокия

    «Галантная сцена» в медальоне на дне чаш — ключ к истолкованию их декора. Красивый юноша играет на арфе. Рядом сидит девушка, приложившая палец к губам. Чарующая мелодия привлекла птиц и зверей: льва, волков, лисицу, зайцев. Кто же этот певец, который, подобно мифическому Орфею, укротил музыкой диких зверей, ставших послушными и кроткими? Кто его спутница, призывающая к молчанию?
    Можно предположить, что отдаленным прототипом сцены на чашах послужил известный сюжет: псалмопевец Давид, вдохновляемый аллегорической фигурой Мелодии.
    Насыщенный эллинистическими мотивами, он был популярен в миниатюрах константинопольских псалтирей X—XI вв.
    
    Но в произведении чеканщика композиция «Давид и Мелодия» подверглась такой радикальной переработке, какая могла быть вызвана только полным переосмыслением сюжета. От античной пасторальной идиллии не остается и следа. Полностью исчез пейзаж с аллегорическими фигурами. Неузнаваемо преобразились главные герои. Легкие драпировки сменила тесная одежда средневекового покроя, античную лиру— треугольная арфа. Отсутствие нимбов и замена мирно пасущегося стада овец и коз собравшимися слушать музыку хищниками придает сцене чисто светский колорит. Молодой библейский пастух, пасущий «овец отца своего», превращен  в эпического богатыря.
    Попробуем сопоставить эту сцену с эпизодами византийской поэмы о Дигенисе Акрите — национальном эпическом герое греков, защитнике восточных границ империи от язычников-сарацин («акрит» в переводе означает «пограничник»). Первоначальная редакция эпопеи была составлена в X— XI вв., более поздние версии создавались на протяжении XII — XIV вв. Б ней ярко отразились различные стороны жизни восточных областей Византийской державы: нравы и обычаи греческих воинов-пограничников, их отношения с арабами, их мировоззрение.
    В сцене на чашах юноша, играющий на кифаре, одет в походный костюм для верховой езды: короткую подпоясанную тупику с узкими рукавами — скарамангий и воинский плащ, застегнутый на правом плече круглой фибулой. Икры ног, обутых в башмаки, обмотаны полосами ткани. На девушке — ниспадающая до ступней легкая туника с узкими рукавами, через плечо перекинут шарф. Обеспокоенная тем, что музыку могут услышать ее родные и стража, она прикладывает палец к губам, призывая любимого замолчать.
    Головной убор юноши по форме напоминает корону — камилавкий, которая с приходом к власти династии Комнинов вытеснила венец типа стеммы. Камилавкий был выше стеммы. Вероятно, поэтому Анна Комнина называет императорскую корону тиарой. Венец юноши довольно высокий, со сводчатым верхом, который завершают три большие жемчужины, и с массивным витым обручем в основании. В отличие от царской короны он лишен жемчужного крестика наверху и цепочек из жемчуга и драгоценных камней, которые свисали от висков, слегка касаясь щек, специфической принадлежности императорских корон.
    Вместо инкрустации драгоценными камнями венец арфиста украшен растительным орнаментом. Подобные более скромные венцы могли носить высшие чины империи, но не сам василевс.
    Положение Дигениса Акрита было особенно привилегированным, так как он охранял от набегов арабов восточные фемы, жизненно важные для империи. Он предстает в поэме как независимый правитель.
    Но как и в поэме, где реальный исторический фон и точно обрисованные детали быта сочетаются с эпическим вымыслом, византийский мастер, топкий знаток бытовых аксессуаров, показал героев в фантастической обстановке. Доверчивые звери и птицы вокруг арфиста и его подруги придают сцене фольклорный характер, выводя ее за пределы конкретного эпизода.
    В ней отразились культ силы и отваги (хищники, смирившиеся перед героем), культ красоты (идеализированные портреты Дигениса и Евдокии), мотивы любви и верности (присутствие Евдокии, птиц и сирен).
    Все объединяет эпическая тема чудесного воздействия музыки на природу и человека, унаследованная от античной литературы. «Орфей своим пением привел в движение камни, леса и вообще всю неодухотворенную природу, флейтист Тимофей, исполнив Александру воинскую мелодию, побудил македонца тотчас взяться за меч и щит» (Анна Комнина).
    Символический подтекст композиции не исчерпывается идеей умиротворяющего воздействия музыки на все живое. В иносказательной форме здесь передана мысль о сверхчеловеческой мощи главного героя, «страшившего диких львов и хищников свирепых». Львы возле Дигениса — это те хищники, с которыми он еще мальчиком вступал в единоборство, грозная сила, подчиненная и ставшая атрибутом доблести Акрита.
    Фигура непобедимого стража границ, который был «могучей силой наделен от господа», на дне пиршественной чаши могла играть роль аиотропея, заклинателя зла.
    Птицы, сидящие рядом с юношей и его подругой, связаны с темой встречи с девушкой, ухаживания и любви. В свадебной символике разных народов жених и невеста уподобляются двум птицам. В поэме обычны метафоры: герой — сокол, орел; его возлюбленная — куропатка, голубка. Реальные подразумеваемые лица заменены символами, указывающими на любовно-брачные отношения между людьми.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
77+6=


Другие статьи из раздела:

Орнаментальные обрамления
Летом 1957 г. в Чернигове, в земле, выброшенной экскаватором, вместе с византийской чашей  была найдена массивная крышка из чистого золота. У нее полусферическое тулово с низким основанием и трубчатой ручкой наверху. В утвари романских церквей металлические сосуды в виде чаши на поддоне с крышками той же формы...
читать

Средневековая культура Запада
Средневековая культура Запада была сложной и многогранной, ее невозможно свести к одной схеме. Пламенный мистицизм сочетался с зачатками свободомыслия, суровый аскетизм — с языческой любовью к миру, открытому для земных наслаждений. В XII в. возникают первые светские школы и университеты, заново открывается античная...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/vizantiiskii_ornament_digenis.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/vizantiiskii_ornament_digenis.html on line 116