главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Владимир и Рогнеда». Антон Лосенко

    С середины 1760-х годов многие художники Академии в качестве программ для получения академических званий и наград должны были исполнять картины на сюжеты из российской истории.
    Одним из первых значительных произведений в русской исторической живописи XVIII века по праву считают картину «Владимир и Рогнеда» (1770, Государственный Русский Музей). Ее автор Антон Павлович Лосенко вошел в историю отечественного искусства как основоположник исторической живописи, мастер портрета, непревзойденный рисовальщик и крупнейший педагог, воспитатель плеяды русских художников. В 1769 году ему было предложено написать картину на сюжет «Владимир и Рогнеда». Легенда гласила:
    «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Рогвольду, чтобы отдал ему дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвинул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Рогвольда с двумя сынами лишив жизни, с высокомысленною Рогнедою неволею сочетался».
    
    Тема эта была хорошо известна. О Владимире и Рогнеде говорилось во всех историях, написанных в XVIII и в начале XIX века от «Древней Российской истории» Ломоносова до «Истории государства» Карамзина.
    В своей картине Лосенко остановился на самом драматическом моменте из «прежалостной судьбы» Рогнеды. Владимир вторгся в покои Рогнеды и сообщает ей об убийстве ее родных и о том, что она должна стать его женой. Главным для художника являются душевные переживания героев, их взаимоотношения.
    Идеально, классически прекрасно лицо Рогнеды. Удачно выбранное положение фигуры помогает раскрытию тяжелого душевного состояния героини. Изображенная справа служанка испытывает те же горестные чувства, что и госпожа. На ее лице боль, сострадание, сочувствие Рогнеде. Невидящим взором смотрит она перед собой. В отчаянии сцеплены ее руки. Четко и красиво рисуется ее тонкий профиль на фоне одежд Владимира.
    Стремление художника к передаче переживаний героев было совершенно новым явлением для отечественной живописи XVIII века. Впервые в образах живописи нашли выражение те идеи, которые были широко распространены в литературе, особенно в драматургии XVIII столетия. Тема губительности деспотического произвола развивалась во многих трагедиях на сцене русского театра.
    Сюжет картины позволял художнику поднять сложные морально-этические проблемы времени. Желание облагородить и возвысить образ Владимира заставило художника особо выделить в картине его фигуру, акцентируя ее ярко насыщенным звучным цветом — красные, оранжевые, зеленые, белые цвета одежды Владимира контрастируют с более холодными, словно тусклыми цветами одеяний Рогнеды.
    Явно ощущаемые в картине уравновешенность и четкость построения, фронтальность композиции, ориентация на античность — все это шло от классицизма, художественного стиля, который в 70-е годы завоевывает Европу. Лосенко одним из первых в России способствовал его проникновению в живопись.
    Обращение художника в картине «Владимир и Рогнеда» к античности сказывается в канонической трактовке лиц героев. Но свойственные классицизму нормативизм, рассудочность не подчинили целиком художника. Изучение натуры, чувство реальной жизни обогащает его картину.
    В 1770 году на академической выставке картина «Владимир и Рогнеда» была показана зрителям. Ее появление стало выдающимся событием в русской художественной жизни.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=


Другие статьи из раздела:

Появление исторической живописи в России как самостоятельного жанра
Появление исторической живописи как самостоятельного жанра в русском искусстве обычно связывают с созданием в Петербурге в 1757 году Академии художеств, высшего учебного заведения, ставшего подлинным центром художественной жизни страны. Здесь впервые было закреплено деление живописных классов по жанрам, в зависимости...
читать статью

Живопись «русского классицизма»
Середина XVIII века — время укрепления национального государства. В эти годы активизируется деятельность Академии наук, является «Южное» и «Северное общество.
читать статью



Известные художники

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин В.В. родился в Череповце (1842) в семье помещика. В восемь лет родители отдали Василия в кадетский Малолетний корпус. Окончив его (1853), он перевелся в морской кадетский Петербургский корпус. ....
читать
Вирсаладзе Симон Багратович
Вирселадзе С.М. родился в 1908, в Тбилиси. Свою будущую профессию (театральный художник) он начал осваивать в Тифлисской АХ. Затем Вирселадзе продолжил обучение в московском ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/vladimir_i_rogneda_anton_lose.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/vladimir_i_rogneda_anton_lose.html on line 116