главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Вознесение Александра Македонского

    Предания о героях античности продолжали жить в средневековом мире, но их образы изменились до неузнаваемости.
    Поскольку рыцарство мыслилось учреждением международным и неизменным во все времена, романисты наделяли Гектора и Энел, Юлия Цезаря и Александра Македонского чертами идеальных феодальных сеньоров. Они сражаются на турнирах и соперничают друг с другом в куртуазности.
    
    Особенно привлекала внимание людей Средневековья романтическая фигура Александра Македонского. Его дерзновенные попытки раскрыть тайны мироздания, выйти за пределы достижимого для человека волновали воображение. Его победы в Персии и Индии содействовали распространению сказаний об »том «первооткрывателе Востока» и среди крестоносцев, грезящих о невиданных богатствах Святой Земли, и в военных кругах Византии, для которой «таинственный» Восток представлял собой конкретную историческую реальность.
    Рыцари, поэтизируя храбрость, великодушие и щедрость македонского завоевателя, видели в нем образец для подражания. Клирики на примере безвременной кончины Александра говорили о тщете всех земных деяний, какими бы великими они ни казались, призывали к смирению человека пред ликом всевышнего.
    Напоминающее сказки «Тысячи и одной ночи» жизнеописание македонского царя пользовалось на протяжении веков большой известностью и успехом и на Востоке, и на Западе.
    В начале IV в. н. э. Юлий Валерий перевел «Александрию» Псевдо-Каллисфена с греческого на латинский язык. Латинская редакция романа, составленная в X в. неаполитанским архипресвитером Львом, стала источником его многочисленных европейских обработок. В XII—XIII вв. «Александрию» перевели на Руси. Под пером позднеантичных и средневековых авторов «александрий» молодой греческий царь превратился в восточного мудреца и чародея — исследователя глубин океана и небесных высот. Историческая личность исчезла под цветистым покровом легенд.
    В латинской версии архипресвитера Льва птиц заменили грифоны.
    В западных средневековых поэмах Александр поднимается в воздух в железной камере. Он благополучно пролетает через области дождя, снега и ветров, но под лучами солнца степы камеры начинают плавиться, и он вынужден спуститься на землю.
    В Эрмитаже хранится византийская серебряная чаша XII в., найденная в прошлом веке где-то в России. Ее тулово украшено фризом из двенадцати чеканных арок на колонках, в которые вписаны рельефные фигуры. Здесь видим поединки всадников и пеших воинов, единоборство героя со львом, музыкантов, танцовщицу и полет Александра в двух вариантах.
    В первом случае царь сидит верхом на огромной птице. В правой руке он держит лабарум в виде насаженного на древко прямоугольного штандарта — символ победоносной мощи василевса. К царским инсигниям относится корона, оплечье-маниакий и лор в виде широкого нагрудного полотнища с драгоценным камнем в ромбической оправе.
    В соответствии с греческими обработками романа на византийской вышивке X п. (музой и Кюрцбурге) Александра также поднимают по грифоны, а дно большие птицы типа орлов. Орлы напоминают птицу на чаше. Они как будто не взлетают, а неподвижно поят, повернув головы к державному возничему. Парадный костюм царя включает стемму с тремя крестиками на верхушке, мапиакий и лор. В руках он поднимает два «процветших» жезла-скинетра.
    Вторая композиция «Вознесение Александра» сильно фрагментирована. Царь, сидя в корзине или колеснице, держит копья, на концы которых насажены маленькие животные — приманка для грифонов (фигуры грифонов утрачены).
    В императорском искусстве Византии полет Александра воплощал идею возвеличения и обожествления власти автократора, которой подчиняются земля и небо. К Александру возводил спои род Константин Багрянородный. С ним он сравнивал своего деда — Василия I. Анна Комнина уподобляла Александру своего отца — царя Алексея. Культ македонского полководца служил идеологическим оправданием имперской завоевательной политики на Востоке.
    «Державный» смысл сцены вознесения обычно подчеркнут репрезентативностью образа Александра, снабженного всеми царскими регалиями. Закономерно вытеснение птиц грифонами — эмблемой военачальника и государя. На рельефе XI в., в монастыре Дохиариу на Афоне, могущество властелина символизируют две львиные маски. На костяном ларце из музея Дармштадта идею небесного происхождения власти воплощают фигуры крылатых гениев, подлетающих к космократору. В том же триумфальном значении вознесение Александра изображали на императорских свинцовых печатях-моливдовулах.
    На рельефе южного фасада Дмитриевского собора во Владимире Александр вместо приманки держит фигурки эмблематических львов. В XIV в. изображения полета Александра появляются на монетах тверского князя Бориса Александровича.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=


Другие статьи из раздела:

Рельефы с изображением подвигов Геракла
В композиции Дмитриевского собора осуществлен синтез обеих версий сюжета: лучник из-за дерева стреляет в журавля. Как на рельефе с Гераклом и львом, движения фигур явно не согласованы. Журавль неподвижно стоит, стрелок же изображен бегущим к нему. Здесь можно повторить предыдущее рассуждение. В оригинале лучник. ...
читать

Религиозные и эстетические связи в средневековом искусстве
В соответствии с дуалистической концепцией мира животные романского бестиария делятся на воплощающих силы добра — Христа, церковь, Богоматерь, добродетели и на персонифицирующих дух зла.
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/voznesenie_aleksandra_makedon.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/voznesenie_aleksandra_makedon.html on line 117