главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)

   
«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
    Русский живописец, скульптор, иллюстратор, керамист. В 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, в 1880-м — в Академию художеств.
    В 1881 году начал работу над реставрацией византийских фресок в Кирилловской церкви города Киева. Делает эскизы для росписей Владимирского собора.
    В 1889 году переезжает в Москву, работает над иллюстрацией произведений М.Ю. Лермонтова. Пристальное внимание художника привлекает лермонтовский образ Демона.
    В 90-е годы создает монументально-декоративные панно, витражи, пробует себя в роли театрального художника.
    В конце XIX — начале XX века художник увлекается русским фольклором, обращается к сказочным образам — Садко, Купаве, Лелю, Царевне-Лебе-ди. В 1899 году написана картина «Пан». Таинственное единение человека и природы передают картины «Сирень», «К ночи».
    В 1902 году на выставке «Мир искусства» экспонировалось около 60 работ Врубеля. Тяжелое психическое заболевание омрачало жизнь самого художника и его близких. По свидетельству современников, «дух зла» терзал его душу. В Государственной Третьяковской галерее целый зал отведен работам Михаила Александровича Врубеля.
    «Пан» (1899). Пан — античный козлоногий бог, голова которого увенчана рогами. Обитает в лесу в компании дриад. Славится совершенством игры на свирели и, согласно мифу, даже посмел однажды вызвать на музыкальное состязание самого Аполлона.
    Задачи ночного пленэра всегда увлекали художника не только формальной сложностью, но и тем таинственным, загадочным, невыразимым словами, что скрывает в себе ночь.
    Атмосфера картины словно соткана из различных переливов сиреневого, голубоватого, серо-зеленого тонов. Из призрачного леса выступает фигура сидящего Пана со свирелью в руках. Это седой старик, в котором ничего нет от греческого бога — скорее уж русский лесовичок. В голубых глазах Пана смешанное выражение наивности, лукавства и какой-то скрытой жалобы. Это картина-загадка — такой загадкой остается для человечества потаенная жизнь природы, которую олицетворяет Пан.
    «Демон» (1890). «Один меж небом и землей сидел он, мрачный и немой...» — картина словно озвучивает эти трагические строки Лермонтова. К работе над образом Демона художник возвращался в течение всей своей жизни. Современница вспоминала: «Несмотря на то что картина была уже выставлена, Михаил Александрович каждый день с утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что «Демон» был очень страшен, но потом опять появлялась в выражении его лица грусть и новая красота».
    Одинокий Демон в глубоком раздумье сидит на вершине скалы. В красочной палитре главенствуют все оттенки сиреневато-лиловых тонов. Небо подсвечивают будоражаще-желтые тона заката. Справа от фигуры сидящего юноши художник изобразил фантастические, небывалые цветы. Их лепестки смоделированы плотно наложенными прямоугольными мазками. Это выдает пристрастие мастера к жанру мозаики, демонстрирует нам особенности художественного видения Врубеля. И одновременно в такой подаче живой природы присутствует символический подтекст — цветы вокруг Демона застыли, превратившись в камень. Застыли и облака в небе, изображенные такими же мозаичными мазками. Да и в фигуре самого Демона есть нечто каменное, застывшее.
    Руки сидящего бугрятся великолепными мускулами, вылепленными при помощи контрастных цветовых пятен, великолепная мощь и красота — в повороте сильной шеи. Но сила эта скована печалью отверженного всеми существа. Лицо Демона, увенчанное непокорной гривой волос, погружено во тьму. Только в огромных глазах тревожным огоньком светится отблеск заката. Нет в этом лице ни ненависти, ни злобы — только воплощенная печаль. Печаль — как печать одиночества. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при этом дух властный, величавый...» — так писал Врубель отцу, кото1 рый был недоволен тематикой сыновнего творчества.
    «Демон поверженный» (1902). Вдоль всего горизонтального полотна распростерлась фигура поверженного Демона. Руки его заломлены, тело словно на глазах теряет свою силу. Лицо более утонченное, нежели у «Демона» сидящего. Фиолетовые тона становятся еще более густыми, еще более тревожными. Главный акцент полотна — глаза Демона. Врубель почти во всех изображениях преувеличивал глаза, стремясь передать через них все своеобразие души своих героев. По его собственным словам, он мечтал «иллюзиони-ровать душу, будить ее от мелочей величавыми образами». Все величие поверженного Демона — в его огромных влажных глазах, где читается и боль, и упрек, и последний вызов. Это — символический образ непонятого и отвергнутого всеми существа, способного на высокий полет чувств и мысли.
    «Царевна-Лебедь» (1900). Образ навеян сказкой А.С. Пушкина «О царе Салтане, сыне его Гвидоне и прекрасной Царевне-Лебеди». Художник изобразил самый миг превращения — когда царевна уже обрела черты прекрасной девушки, но еще окружена великолепными бьющимися крылами. Именно крылья занимают большую часть полотна, восхищая зрителя тончайшим переходом оттенков, перламутровым блеском, жемчужным сиянием. Художнику удалось передать рельеф этих невероятно огромных крыльев, сохранив при этом сказочную условность — крылья плавно переходят в наряд Царевны. Удивительно тонко, изощренно выписана древнерусская корона, венчающая голову красавицы. Под прозрачной вуалью заметна роскошная черная коса.
    Но главное, конечно, лицо Царевны. Это — любимый тип Врубеля: темные брови и волосы, огромные завораживающие византийские глаза, чуть удлиненный нос, несколько страдальческая складка полных губ. Художник словно застал Царевну-Лебедь в тот момент, когда она застыла вполоборота к Гвидону, словно спрашивая его: «Не испугался? Рад?» Это один из самых пленительных образов красоты — загадочной, уязвимой и беззащитной.

 

 

Последние статьи нашего сайта

Картины Сезанна, Дега, Гогена и Ренуара из коллекции Амбруаза Воллара, спасенные от нацистов в 1939 году, будут проданы на аукционе 
Аукционный дом Sotheby's выставит на торги в Лондоне и Париже картины крупнейших французских художников XX века из коллекции знаменитого французского коллекционера и мецената начала века Амбруаза Воллара. Картины Сезанна, Дега, Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо и других известных художников впервые увидели свет после того, как 70 лет назад были спасены от нацистов помощником коллекционера, хорватским евреем Эрихом Шломовичем.
  читать

Нью-Йоркский Метрополитен Музей впервые открывает публике полную коллекцию хранящихся здесь работ Пабло Пикассо 
Нью-йоркский музей Метрополитен в апреле впервые открывает публике полную коллекцию хранящихся здесь работ Пабло Пикассо, многие из которых были неизвестны или принадлежность которых кисти знаменитого испанца не была подтверждена - до сих пор такие работы хранились в запасниках, сообщает корреспондент РИА Новости.
  читать 


Коллекция икон стоимостью в $30 млн исчезла из музея "Царицыно" 
Принадлежавшая известному собирателю старины Михаилу Де Буару (Елизаветину) частная коллекция икон, стоимость которой оценивается в 30 миллионов долларов, исчезла из Государственного музея-заповедника "Царицыно", где находилась на хранении.  
  читать 

Московская биеннале наградила африканского художника премией, которую лучше не получать 
Художник из Бенина - Ромуальд Азуме стал лауреатом премии Московской биеннале современного искусства, сообщил журналистам в четверг придумавший премию московский художник-концептуалист Юрий Альберт.
  читать 

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005