Врубель М.А. родился в 1856 в Омске. С детства он испытал множество новых впечатлений при переезде в Астрахань, потом в Петербург, Саратов, Одессу, снова в Петербург.  Врубель рано начал рисовать. Уже в 8-летнем возрасте он посещал рисовальные классы ОПХ. Врубель в Саратове обучался рисованию с натуры, в Одессе посещал рисовальную школу. Михаил Александрович имел прекрасную зрительную память. В девятилетнем возрасте Михаил после 2-х посещений саратовской церкви, наизусть воспроизвел картину Микеланджело «Страшный суд».  Врубель получил отличное образование. Он в 1874 окончил с золотой медалью Классическую Ришельевскую гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет. В 1875 Врубель поехал во Францию, Германию, Швейцарию. Окончив обучение в Петербургском университете, Михаил Александрович поступил в АХ. На него огромное влияние оказали Серов, Чистяков. Врубель на раннем этапе творчества уделял много внимания акварели, пробуя одновременно силы в станковой живописи.  С 1882 художник занимался в классе Чистякова. Тот рекомендовал Врубеля Прахову Адриану, руководителю в Киеве древних церквей, фресок. Врубеля пригласили расписывать в Киеве иконостас Кирилловской церкви. Это была его 1-я крупная монументальная работа.  В 1884 Врубель несколько месяцев провел в Венеции. Он изучал там живопись раннего Ренессанса. Возвратившись в Россию, художник продолжил работы в Киеве. В 1887 Михаилу Александровичу поручили исполнение для Владимирского собора фресок по сделанным ранее эскизам. Художник посвятил себя занятиям скульптурой, создал замечательные произведения в этой области.  В 1889 Врубель переехал в Москву. Там начался период его плодовитой деятельности. Он знакомится с Мамонтовым, который участвует в художественных начинаниях Михаила Александровича.  В 1890-х окончательно сложилась творческая манера Врубеля. Для нее характерны: декоративность, обостренная экспрессия древнерусского, византийского искусства. В московский период Врубель пишет портреты Арцыбушева, Мамонтова. Основной темой творчества художника остается тема Демона. В ней он ставит вопросы зла, добра в символической форме, изображает свой идеал бунтаря, который не приемлет несправедливость, обыденность.  До 1896 Врубель был заметной «придворным художником» Мамонтова, заметной фигурой абрамцевского кружка. Он оформлял интерьеры в московских особняках буржуа, меценатов. В их оформлении использовал выдумки на тему средневековых рыцарских легенд, античного мира. Врубель был архитектором, мастером прикладного искусства. Он создал проект фасада на Садово-Спасской улице дома Мамонтова (в Москве).  В 1890-е художник выполнил произведения «Испания», «Венеция», «Принцесса Греза», «Гадалка». Он иллюстрировал произведения Лермонтова, оформлял спектакли. В 1896 состоялась в Нижнем Новгороде Всероссийская сельскохозяйственная, промышленная выставка. Врубель на ней создал два панно: «Микула Селянинович», «Принцесса Греза». В 1896 Михаил Александрович впервые услышал голос Забелы Н.И., русской певицы.  Вскоре она стала его женой. Он писал много ее портретов. Художник был оформителем практически всех спектаклей Забелы. Художник был счастлив в брак. Популярность его росла, но в этот период у него появились 1-ые симптомы душевной болезни. Они обострились, привели после рождения сына с заячьей губой к срыву художника. Он находился постоянно под наблюдением врачей.  В творчестве Врубеля в 1900-ые возникли черты болезненного надлома. Они нарастали в экспрессию форм, драматизм мироощущения. Врубель в это время возвратился к демонической теме, написал картину под названием «Демон повержены». После нервного срыва Врубель лечился в психиатрической больнице. Иногда он возвращался к работе, но болезнь прогрессировала. Он создал последние графические шедевры: «Кровать», «Обдумывает ход», «Дерево у забора», «Бессонница». Врубель написал портрет Брюсова. За четыре года до смерти художник ослеп. Он так и не смог узнать, что ему было присвоено звание академика. В 1910 художник умер.
|