главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Большая тайна «Маленького лучника»

В ноябре этого года нью-йоркский музей Метрополитен представил новый экспонат — мраморную скульптуру под названием «Маленький лучник». Небольшая (всего около метра в высоту) фигурка с отколотыми руками и ступнями, чье бесстрастное лицо обрамляет копна вьющихся волос, на протяжении десятилетий украшала фойе особняка на Пятой авеню, где расположен культурный отдел посольства Франции, и особым вниманием посетителей не пользовалась — пока историк искусства Кэтлин Вайль-Гаррис Брандт (Kathleen Weil-Garris Brandt) не заявила, что она является творением самого Микеланджело. Это предположение произвело настоящий фурор: статьи о мраморном мальчике появились на первых полосах ведущих газет, а в кругах специалистов разгорелась жаркая дискуссия, которая периодически вспыхивает и поныне.

Пресса впервые сообщила об открытии Брандт в январе 1996 года. С тех пор «Маленький лучник» успел побывать в лучших музеях Европы. Он был главным экспонатом выставки во флорентийском Палаццо Веккьо, а также провел некоторое время в Лувре, чей куратор Жан-Рене Габори (Jean-Rene Gaborit), не согласный с атрибуцией Брандт, велел указать, что скульптура является «произведением анонимного художника конца XVI века». Коллеги из музея Метрополитен, впрочем, его не поддержали: у них статуя экспонируется как работа Микеланджело. Конечно же, у этого решения нашлись и противники, и сторонники.

Кэтлин Вайль-Гаррис Брандт является профессором Института искусств и Колледжа наук и искусств Нью-йоркского университета. Творчество мастеров эпохи Возрождения является ее специализацией. Много лет она ходила на работу мимо того самого здания на Пятой авеню, но на мраморного мальчика внимания не обращала. Однажды Брандт пришла туда на прием и увидела статую при ярком освещении — тогда-то она и подумала о Микеланджело. Через некоторое время она вернулась для того, чтобы сyoungarcher.jpgграфировать произведение во всех ракурсах. Свои догадки Брандт изложила в двух статьях, напечатанных в 1996 и 1997 годах в журнале Burlington Magazine.

Куратор отдела европейской скульптуры и декоративных искусств музея Метрополитен Джеймс Дрейпер (James Draper) ранее высказывал предположение, что работу создал учитель Микеланджело Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), но, пообщавшись с Брандт, он убедился, что «Маленький лучник» является произведением титана Ренессанса. Дрейпер вспоминает о том, как на одном из приемов в особняке исследовательница сказала: «“Боже мой, это действительно он”. Она предложила мне посмотреть на [cкульптуру], и, сделав это, я понял, что она имела в виду. При нормальном освещении стало гораздо легче разглядеть, как хорошо высечена шевелюра мальчика, как передан изгиб его тела и едва уловимое змеящееся движение, и я сразу же согласился с [Брандт]».

По мнению Дрейпера, на момент создания скульптуры Микеланджело было всего около 15 лет. Доказательством этому служит схожесть поз «Маленького лучника» и бронзовой статуи Аполлона или Орфея, выполненной Бертольди (сейчас эта работа входит в коллекцию флорентийского музея Барджелло).Большая тайна «Маленького лучника»

У покойного профессора Колумбийского университета Джеймса Бека (James Beck), славившегося своими познаниями в области ренессансного искусства, было совсем другое мнение. В апреле 1996 года он заявил в интервью ARTnews, что пропорции фигуры — «большая голова, широкая шея и худенькое тельце» — заставляют усомниться в авторстве Микеланджело. Ему также не понравились волосы мальчика. Даже у знаменитого «Давида», по его словам, волосы «растут из головы. Они не приделаны к голове».

Некоторые ученые утверждают, что весомым аргументом в пользу гипотезы Брандт является формальная сложность скульптуры. «Фигура находится в движении, она поворачивается — [мальчик] вот-вот вытащит стрелу из колчана, — говорит Александр Нагель (Alexander Nagel), профессор Института искусств Нью-йоркского университета. — Но в то же время она как бы застыла в вечности. Движение фигуры превращается в нечто большее. Эта работа не просто повествует о каком-то действии, она являет собой образ, готовый к самостоятельной жизни в качестве произведения искусства, — как мне кажется, это отличительная черта творчества Микеланджело».

Независимый исследователь Джон Т. Спайк (John T. Spike), чья книга «Молодой Микеланджело: Путь к Сикстинской капелле» будет опубликована в следующем году, заявляет, что поверил в авторство художника, когда увидел «Маленького лучника» во Флоренции. «Внешние контуры фигуры гибкие, как на рисунках Микеланджело, — ему удалось сделать так, чтобы этот эффект сохранялся, когда осматриваешь работу со всех сторон. Скульпторы меньшего калибра делают акцент в основном на цельные объемы, а контуры у них неинтересные».

О том, где скульптура находилась до ХХ века, практически ничего не известно. В 1902-м она появилась на лондонском аукционе Christie’s, но покупателя не нашла. Через некоторое время дилер по имени Стефано Бардини (Stefano Bardini) продал ее американскому архитектору Стэнфорду Уайту (Stanford White). Статуя предназначалась для украшения нью-йоркского особняка Пэйна Уитни (Payne Whitney), в котором впоследствии разместился культурный отдел французского посольства.

Брандт и Дрейпер считают, что одним из предыдущих владельцев фигурки был Якопо Галли (Jacopo Galli), флорентийский банкир, живший в Риме в XVI веке (хотя Дрейпер утверждает, что Микеланджело создал работу именно во Флоренции, во времена своего ученичества). Современники рассказывали, что в собрании Галли хранилась скульптура Купидона или Аполлона, причем с вазой у ног. По словам Дрейпера, последнее объясняет тот факт, что на левой ноге у мальчика наличествует «какой-то выступ». Исследователи также думают, что скульптура некоторое время находилась в Садах виллы Боргезе, где она заметно пострадала, ничем не защищенная от ветра, осадков, перепада температур и пр.

«В целом провенанс достаточно хилый, особенно если учесть, что [арт-дилер] Бардини был человеком с сомнительной репутацией, — говорит Линн Каттерсон (Lynn Catterson), специалист по искусству Возрождения и преподаватель Колумбийского университета. — Кроме того, придется домысливать связь между коллекцией Боргезе и Якопо Галли — совсем не факт, что это приблизит нас к истине».

В 1998 году Джеймс Бек написал о «Маленьком лучнике» длинную статью для журнала Artibus et Historiae, где он задался вопросом, стал бы Бардини продавать статую по такой ничтожной цене — 2,5 тысячи долларов в пересчете на нынешние деньги. «Если бы у вас… было произведение, которое, по вашему мнению, создал Микеланджело Буонарроти (или даже художник из его «школы», что для нашего случая, очевидно, не подходит, так как у скульптора или живописца в возрасте 18–20 лет вряд ли могла быть собственная «школа»), то стали бы вы продавать его за 2 500 долларов, или, точнее, за 1 500, учитывая то, что из суммы продажи надо вычесть стоимость подставки, которая составляет примерно тысячу долларов? А еще надо посреднику платить. Так что Бардини за свою статую вместе с подставкой выручил по нынешним деньгам всего одну тысячу. Здравый смысл мне подсказывает, что вы (и я тоже) подождали бы, пока представится возможность сбыть эту работу за гораздо более внушительную сумму, или оставили бы ее себе, вместо того чтобы продавать ее как заурядную, только что найденную дешевую антикварную безделушку».

Бек также вспомнил о другой попытке приписать «Маленького лучника» Микеланджело, которую предпринял в 1968 году флорентийский историк искусства Алессандро Парронки (Alessandro Parronchi). Тогда научное сообщество проигнорировало его аргументы. «Профессор Парронки тридцать лет отстаивал свою точку зрения, — заметил Бек. — Но она противоречила научному консенсусу».

Вскоре после публикаций Брандт Джеймс Дрейпер и исследователь из Кембриджского университета Пол Иоаннидес (Paul Joannides) указали на рисунки, которые, по их мнению, могут служить доказательством авторства Микеланжело. В статье, появившейся в 1997-м в Burlington Magazine, Дрейпер упомянул два рисунка с изображением «Маленького лучника», выполненные французским копиистом Жаном-Робером Анго (Jean-Robert Ango) в Риме (в период с 1759 по 1773 год). Куратор говорит, что Анго, скорее всего, увидел статую в Садах виллы Боргезе и подумал, что она является произведением античного скульптора. Иоаннидес нашел эскиз, автором которого, предположительно, был один из соратников Микеланджело. На рисунке можно увидеть фигуру, стоящую в той же позе, что и «Маленький лучник». Впрочем, у них есть два отличия: во-первых, у нарисованного мальчика имеются руки и ноги, а, во-вторых, его торс и бедра слишком мускулисты, что больше напоминает о фигурах на плафоне Сикстинской капеллы. На рисунках не указано, что они представляют собой изображения скульптуры Микеланджело, но Иоаннидес говорит, что в этом нет ничего необычного. «Существует множество ренессансных рисунков-копий, как небрежных набросков, так и тщательно исполненных произведений, и я не могу вспомнить ни одного, где было бы написано имя художника или название изображенной работы».

Одну из самых неожиданных гипотез выдвинул профессор Института искусств Нью-йоркского университета Колин Айслер (Colin Eisler). В статье, напечатанной в октябре 1996 года в журнале Apollo, он утверждает, что «Маленький лучник» является выполненной молодым Микеланджело подделкой античной статуи.

Согласно Линн Каттерсон (которая недавно заявила, что знаменитая скульптура «Лаокоон» — это тоже Микеланджело), художник «изготовлял множество подделок, так как древние статуи продавались в десять раз дороже произведений современных художников. Для молодого скульптора это был отличный способ заработать».

И в самом деле. Еще Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) писал, что Микеланджело как-то создал статую спящего Купидона, а потом зарыл ее в пропитанную кислотой землю, чтобы придать ей «древний» вид. Художник продал подделку (при помощи посредника) кардиналу Риарио из Сан-Джорджо.

«Это, возможно, одна из самых популярных историй о фальсификации», — говорит Уильям Уоллес, профессор истории искусств Университета Вашингтона в Сент-Луисе. Уоллес является одним из самых авторитетных экспертов по Микеланджело. Недавно он опубликовал биографию художника. Тринадцать лет назад Уоллес, как и Джеймс Бек, отказался признавать «Маленького лучника» произведением Микеланджело. Своего мнения он не переменил. «Нас пытаются убедить [в его авторстве], используя лишь косвенные доказательства, но для знатока искусства убедительным должно быть в первую очередь само произведение, — говорит он. — А в данном случае произведение убедить меня не смогло».

«Со временем атрибуции сами находят свой уровень, — продолжает Уоллес (имея в виду то, что многие произведения, поначалу приписываемые великим художникам, позднее оказываются работами менее значимых авторов. — AI.). — Как вода. Начинается все с самого высокого уровня, потом этот уровень понижается. Но я доволен тем, что эта скульптура стала всеобщим достоянием и что следующие десять лет она будет экспонироваться в общедоступном музее, а не у французских атташе по культуре, — ведь раньше ее могло видеть только ограниченное число людей. Вот что должны иметь в виду знатоки искусства. Важнее не то, какой сейчас консенсус, а то, как консенсус меняется со временем. А время — оно обычно немилосердно, зато оно расставляет все по своим местам».

 

 

 

Интересные статьи

Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)
Человек-легенда. Виднейший представитель сюрреализма, график и живописец, поэт, писатель, эссеист, лектор. Он был творцом и режиссером своей жизни. Родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерас. В 1922 году, переехав вместе с отцом и сестрой в Мадрид, юноша увлекается живописью. Он преклоняется перед творчеством старых мастеров.
читать все

Давид (1748-1825)
Жак Луи Давид — французский живописец, наиболее выдающийся представитель неоклассицизма. В 1781 году был принят в члены Королевской академии. Согласно правительственной программе, поощряющей работы, «оживляющие добродетели и патриотические чувства», Давид получил заказ на монументальное полотно «Клятва Горациев».
читать все



Материал в картинках

Эдуард Мане (1832-1883)



Передвижники



Пабло Пикассо (1881-1973)


Камиля Писарро (1830-1903)




НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005