Живопись Древнего Китая эпохи Сун |
Дидактический смысл живописи в конфуцианском Китае далеко не маловажен. Кроме того, многие китайские императоры сами были художниками или меценатами, что, безусловно, было одной из причин организации Академии и наложило определенный отпечаток на се структуру. Из общего числа художников периода Сунн в Академии числились 164 мастера, основная масса художников работала вне Академии конечно, нужно учесть, что все они работали в разных географических районах Китая X—XI вв. Большинство внеакадемических мастеров представали в двух качествах: как художники и как чиновники. Будучи чиновниками, они получали вознаграждение за свою службу и, таким образом, как художники, не зависели от общества экономически — искусство не было для них средством к существованию. Принадлежность к чиновничеству, к бюрократическому аппарату была возможна для людей более или менее состоятельных и образованных. Многие художники сдавали государственные экзамены, получали ученые степени и принадлежали к сословию «ши» ученых, пользовавшемуся в Китае большим почетом.
Художники и соответственно историки и критики искусства сознавали свое высокое назначение и ценили свой талант, ставя его в прямую зависимость от успеха в общественной деятельности. Художники-ученые, «вэньжэнь», занимались живописью для реализации своих творческих возможностей. Они культивировали свой непрофессионализм, который отнюдь не то же самое, что отсутствие мастерства. К «вэньжэнь» принадлежали Су Дун-по, Ми Фэй, Ли Лун-мянь, Вэнь Тун, Хуан Тин-цзянь, Ван Цзань. Именно они определяли художественные вкусы второй половины XI в. Новые сюжеты и новые технические приемы интерпретировались и варьировались их последователями в течение нескольких столетий. Их суждения об искусстве были в высшей степени субъективными и отличались от общепринятых. Художники «вэньжэнь» в своих эстетических воззрениях исходили из даосско-буддийского круга идей, который роднит этих мастеров с художниками школы чань. Эстетика чань, отношение к природе сформулированы уже в трактате Ван Вэя VIII в.. Последователи Ван Вэя - художники-монахи, преимущественно пейзажисты. Изолированные от общества монашеским образом жизни, они, тем не менее, вторгались в художественную жизнь страны своим творчеством, порой шокируя и удивляя простых обывателей необычностью образов и форм. В круг идей искусства и эстетики чань были вовлечены и художники других направлений, в том числе академики.
|
Другие статьи из раздела:
Шесть законов китайской живописи Особенностью многих теоретических построений и терминов, встречающихся в сочинениях о живописи в Китае, как раз и является то, что за одними и теми же иероглифами скрывается разное их содержание, разнос, присущее определенному времени, понимание.
читать
|
Великие мастера пейзажа древнего Китая
Свитки танских художников отличает подробное описание увиденного, выполненное в линейной манере монохромной тушью у Ий Вэя, цветом — у Ли Сы-сюня с внимательным отношением к деталям.
читать
|
Известные художники
Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать |
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странствиям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать |
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился своими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать |
|
|
ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ |
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать
Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать |
Реклама на сайте |
. |
Партнеры и партнерские ссылки |
. |
|
Акварельная живопись
1. В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать
|
|