Живопись и каллиграфия древнего Китая |
В «Ицзине» сказано: «Мудрецы, для того чтобы узреть сокровенное Поднебесной, воспроизводили его внешний вид,, так что изображение соответствовало предмету». Вот почем это и называется «сян» «изображение, сходство, подобие». И еще: «Иероглиф сян — это изображение, подобие». В древности изображали людей достойных и мудрых или события прежних времен; когда художник, взяв кисть и оживив белый шелк, создавал картину, то он стремился отразить как в зеркале мудрость и невежество, прояснить противоположность порядка в управлении и смуты. Вот почему во дворце Лудянь запечатлены дела времени процветания и упадка, а в Палатах Цилиня собраны портреты верных и преданных слуг императора. В этом искусстве остались следы скрытых временем дел прошлых династий, и источает оно блеск и сияние немеркнущие. При династии Хань в городе Ичжоу была школа Вэнь Вана, позже пришедшая в запустение. При династии Поздняя Хань правитель округа Шу—Гао Чжэнь восстановил ее, и на стенах были изображены портреты достойных мудрецов древности, ритуальная утварь и благопожелательные предметы.
Несомненно, в большинстве случаев стиль, сила и одухотворения гармония живописи зависят от самого человека. Однако нельзя не изучать разнообразные сущности — «яо». Тот, и»» пишет фигуры и предметы, должен различать духовный облик бедного и богатого, платья и головные уборы разных династий. В изображениях буддийских монахов лица должны быть образцом праведности и готовности помочь миру, в и изображении императоров и князей нужно показывать их благородство и высокую мудрость, подобную солнцу и небу; при изображении чужеземцев нужно передавать чувство их восхищения процветанием Поднебесной, почтения и покорности. В образах конфуцианских мудрецов должны воплощаться преданность, верность, соблюдение церемоний и чувство долга. Воины, естественно, должны выглядеть храбрыми, жестокими, героическими и готовыми на жертву; облик скрывшихся от суеты отшельников должен узнаваться по признакам их уединенной жизни и возвышения над миром. Родственники императора должны обладать пышностью и довольством осанки.  В картинах лесов и деревьев могут быть поникшие или прямые ветки, кривые сучки, трещины на коре, связки деревьев могут быть расщеплены на множество концов и разделены на тысячи форм. Деревья могут быть похожи на разгневанного дракона или настороженную змею, на поднимающиеся облака, которые закрывают солнце; они должны быть гордыми и пышными — тогда можно восхититься древним благородством их глубоких корней. Тот, кто пишет горы и камни, на вершинах гор должен изобразить много небольших камней с гранями разной формы, падение кисти должно быть сильным и тяжелым, а штрихи и размывы должны рождать формы выпуклостей или впадин; шелк нужно оставить белым, если изображаешь облака, и также использовать основу т. е. натуральный цвет шелка, чтобы изобразить снег; но выполнить все это в технике «разбрызганной туши» очень трудно. При изображении драконов нужно различать три «остановки-членения» от головы до плеча, от плеча до «пояса», от «пояса» до хвоста и девять «сходств» рога, как у оленя, голова верблюда, глаза демона, шея змеи, живот, как у морской змеи, чешуя рыб, когти сокола, лапы тигра, уши быка. Тот, кто пишет воду, может изобразить одну волну или волну с тремя изгибами, или разместить ее в форме иероглифа «чжи», или разделить волну наподобие когтей тигра в бурлящем движении, чтобы у зрителя возникла мысль о том, как перед ним разливаются реки и озера, и восхитила бы его. У того, кто пишет постройки и деревья, должен быть безупречный расчет и равномерно сильный рисунок кистью; глубина и даль должны проникать в пространство, сотни наклонных линий должны исходить из одной точки, как в картинах мох Суй, Тан, Пяти династий и в произведениях Го Чжун-шу и Ван Ши-юаня. В живописи цветов, трав и деревьев нужно учитывать четыре времени года, светлое и темное, вид спереди и сзади, молодые побеги и старые ветви; бутоны нужно показывать до и после того, как они раскроются, а различные огородные овощи и дикие травы, вырастая из земли, должны иметь свои природные свойства. В картинах башен и павильонов, написанных этими художниками, часто можно увидеть четыре угла постройки и доугуны, расположенные один над другим. Китайские художники чаще всего пользовались «прямым чи» для расчерчивания картины; чтобы различить «доу» и «гун», проводилось много хаотичных линий.
|
Другие статьи из раздела:
Три главных направления в живописи Китая X—XI вв.Опыт, накопленный в результате внимательного наблюдении, исследовании» конкретных вещей, а затем и всеобщего абстрактного «ли», имеет своей конечной целью мгновенное, интуитивное озарение, дающее всю полноту знания. Учение о «ли», теория познания своеобразно отразилось и в теории живописи. Точно так же и вопрос...
читать
|
Кисть и тушь. Стиль Цао Бу-син и У Дао-цзыКисть и тушь, искусство управлять кистью и пользоваться тушью составляют основу техники китайской живописи. Существуют устойчивые биномы: «есть кисть, есть тушь» «юби юмо» или «применение кисти» «юн би», т. е. если о картине говорят, что в ней «есть кисть, есть тушь», то этим выражается одобрение технического...
читать
|
Известные художники
Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать |
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странствиям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать |
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился своими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать |
|
|
ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ |
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать
Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать |
Реклама на сайте |
. |
Партнеры и партнерские ссылки |
. |
|
Акварельная живопись
1. В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать
|
|